сред. В рамках новых технологий в образовании уже в настоящее время получили широкое применение: • обучающие системы, включающие электронные учебники и учебно-методические пособия, тренажеры, системы тестирования знаний и квалификации; • системы на базе мультимедиа-технологий; • интеллектуальные обучающие экспертные системы, которые имеют практическое значение, как для организации процесса обучения, так и в различных научных и производственных исследованиях; • электронные средства копирования и тиражирования информации; • электронные библиотеки, позволяющие по-новому реализовать доступ обучаемым к мировым информационным ресурсам. Наиболее перспективными являются разработки ЦОР на базе мультимедийных обучающих программ, которые обеспечивают основополагающий принцип представления учебного материала наглядность. При сбалансированном сочетании всех выигрышных средств и методов компьютерного представления информации (видео, аудио, фото, 2Dи ЗБ-анимацию и т.д.) такие ЦОР дают наибольший эффект восприятия учебного материала. Для представления учебного материала в ЦОР используют следующие технологии и форматы мультимедиа. Форматированный текст с внедренными таблицами, формулами, диаграммами, графическими образами Типы файлов: DOC, RTF. Среда создания: Microsoft Word. Достоинства: • обширные возможности для внедрения разнотипных объектов; • широкая распространенность среды создания (Microsoft Word установлен почти на каждом компьютере). а 33 |
• обучающие системы, включающие электронные учебники и учебнометодические пособия, тренажеры, системы тестирования знаний и квалификации; • системы на базе мультимедиа-технологий; • интеллектуальные обучающие экспертные системы, которые имеют практическое значение, как для организации процесса обучения, так и в различных научных и производственных исследованиях; • электронные средства копирования и тиражирования информации; • электронные библиотеки, позволяющие по-новому реализовать доступ обучаемым к мировым информационным ресурсам. Методически новые информационные технологии в образовании должны быть проработаны с ориентацией на конкретное применение. Часть технологий может поддерживать учебный процесс, другие технологии способны эффективно поддержать разработку новых учебников и учебных пособий. В связи с практической реализацией системы переподготовки разрабатываются новые методы управления образовательными учреждениями открытого обучения, включающие: 1. Экономические (экономическое стимулирование, коммерческий расчет, ценообразование образовательных услуг, финансирование, кредитование, снабжение, сбыт, технико-экономическое планирование, экономический анализ, прогнозирование, регулирование, учет и контроль); 2. Организационно-распорядительные или административные (правовое регулирование отношений, применение законодательства, нормативных актов и положений, регламентирование, нормирование, инструктирование, распорядительные воздействия; подбор, аттестация, повышение квалификации и использование педагогических кадров); 3. Социально-психологические (планирование социальнопсихологического развития коллектива, стимулирование деловой и творческой активности); 18 Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от книги, эта технология позволяет подавать материал в динамичной графической форме. В системах дистанционного обучения, не использующих принцип обратной связи, информация, необходимая для проведения лекций, семинарских и других видов занятий, обычно централизованно фиксируется на видеокассете или видеодиске. Дополнительно могут быть использованы аудиозаписи и записи данных на магнитных дисках. Далее указанные материалы пересылаются, в том числе с использованием компьютерных сетей, непосредственно в учебные заведения, где используются при проведении учебных занятий. Информационное обеспечение дистанционного обучения. Информационное обеспечение образовательной деятельности для дистанционного обучения должно представлять собой информационные ресурсы на носителях различного рода и иметь средства оперативного доступа к ним. Информационные ресурсы должны в полной мере обеспечивать проведение учебного процесса и качество знаний обучающихся. Средства оперативного доступа к информационным ресурсам должны быть основаны на компьютерных сетях и технологиях. Наиболее перспективными являются разработки мультимедийных обучающих программ, которые обеспечивают основополагающий принцип представления учебного материала наглядность. При сбалансированном сочетании всех выигрышных средств и методов компьютерного представления информации (видео, аудио, фото, 2Dи ЗЭ-анимацию и т.д.) такие программы дают наибольший эффект восприятия учебного материала. Для представления учебного материала в учебном фрагменте предлагается использовать следующие технологии и форматы мультимедиа. 47 Форматированный текст с внедренными таблицами, формулами, диаграммами, графическими образами Типы файлов: DOC, RTF. Среда создания: Microsoft Word. Достоинства: • обширные возможности для внедрения разнотипных объектов; • широкая распространенность среды создания (Microsoft Word установлен почти на каждом компьютере). Презентации Типы файлов: РРТ, PPS. Среда создания: Microsoft PowerPoint. Средство отображения: Microsoft PowerPoint. Достоинства: • широкая распространенность среды создания (Microsoft PowerPoint установлен почти на каждом компьютере). Анимация Типы файлов: SWF. Среда создания: Macromedia Flash MX. Является мощным средством создания легковесной векторной анимации, ориентированной на использование в сети Интернет. Средство отображения: Macromedia Flash Player. Достоинства: • удобная среда создания Flash-анимации Macromedia Flash MX; • небольшой размер конечного файла с анимацией; • встроенный объектно-ориентированный язык программирования ActionScript, делающий возможной разработку параметризуемых интерактивных интеллектуальных обучающих и тестирующих учебных фрагментов; • простота включения возможности проигрывания Flash-анимации в собственное приложение (технология ActiveX); 48 |