Проверяемый текст
Ведяхина, Клара Владимировна. Основные нравственно-этические и социально-политические принципы российского права (Диссертация 2001)
[стр. 19]

Вместе с тем следует отметить, что законоположения Конституции различны с точки зрения их конкретности, нормативности.
Одни законоположения обладают качеством нормативности, выражающейся в точном, ясном определении в букве закона прав, обязанностей,
ответственности субъектов правоотношения, которым адресована норма, формулируют конкретные правила поведения, разрешения или запреты.
Такие законоположения, которые в литературе часто обозначают в качестве принципов права, содержатся, например, в ч.2
ст.1 Конституции РФ утверждая, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (принцип верховенства Конституции, закона), в ч.1 ст.19 (все равны перед законом и судом принцип равенства), в ст.49 (каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда принцип презумпции невиновности).
Данные принципы носят конкретный нормативный характер и могут иметь прямое действие.
Но есть принципы, которые сформулированы в Конституции, но могут применяться лишь с учетом конкретных юридических норм например, принцип народовластия, сформулированный в ст.З Конституции, принцип разделения властей, закрепленный в ст.10 и т.д.
В
связи с этим можно привести несколько конкретных примеровч взаимодействия конституционных принципов права и норм отраслевого законодательства.
Так, принцип судебной защиты, закрепленный в Конституции РФ, находит свою реализацию в конкретных правах.
В ГПК РФ, например, это ст.З, устанавливающая право на обращение в суд для защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, а также ст.34, конкретизирующая права и обязанности лиц, участвующих в деле.
Положение ч.З ст.123 Конституции, указывающее, что судопроизводство осуществляетея на основе состязательности и равноправия сторон, конкретизируется в ст.8 и 9 Арбитражно-процессуального Кодекса РФ.
Нормы 19
[стр. 18]

отношений1.
М.Л.
Давыдова, отличая правовые нормы от обычных норм права, относит принципы к самостоятельному виду нормативно-правовых предписаний и определяет их особенности: опосредованная форма реализации через конкретные правовые нормы; правовые принципы по сравнению с декларациями отличаются большей степенью конкретизации, формализованное™: требований; по сравнению с другими частями, положениями норматавного акта они представляют собой веления наибольшей степени общности2.
На мой взгляд, нельзя ни отождествлять нормы-принципы с обычными нормами права, ни абсолютизировать их различие.
Действительно, нормы-принципы обладают определенной спецификой, поскольку представляют собой правовые предписания более общего характера.
Но при этом они могут являться также обычными правилами поведения, поскольку имеют прямое действие согласно ст.15 Конституции РФ (а в Конституции закреплены многие принципы права) ее нормы имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ.
Вместе с тем следует отметить, что законоположения Конституции различны с точки зрения их
конкретное™, нормативности.
Одни законоположения обладают качеством нормативности, выражающейся в точном, ясном определении в букве закона прав, обязанностей,
ответственное™ субъектов правоотношения, которым адресована норма, формулируют конкретные правила поведения, разрешения или запреты.
Такие законоположения, которые в литературе часто обозначают в качестве принципов права, содержатся, например, в ч.2
ет.
1 Конституции РФ утверждая, что 18 1Явич Л.С.
Право развитого социалистического общества: сущность и принципы.
М., 1978.
С.32.
2 Давыдова М.Л.
Нормативно-правовые предписания в российском законодательстве.
Волгоград.
2001.
С.26-27.


[стр.,19]

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (принцип верховенства Конституции, закона), в ч.1 ст.19 (все равны перед законом и судом принцип равенства), в ст.49 (каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда принцип презумпции невиновности).
Данные принципы носят конкретный нормативный характер и могут иметь прямое действие.
Но есть принципы, которые сформулированы в Конституции, но могут применяться лишь с учетом конкретных юридических норм например, принцип народовластия, сформулированный в ст.З Конституции, принцип разделения властей, закрепленный в ст.10 и т.д.
В
советский период достаточно распространенной была точка зрения, что нужно различать принципы права и правовые принципы.
Под последними понимались принципы правосознания, принципы общества, закрепленные в правовой форме и т.д.1 По сути и сегодня придерживается такой же точки зрения Д.А.Керимов, понимающий правовые принципы как устоявшиеся основы правового сознания и главные направления правовой политики2.
Употребляя понятие “принципы права”, мы чаще всего подразумеваем феномен права в целом, т.е.
рассматриваем его и как систему правовых норм, и как правосознание, и как идеологическую надстройку, и как реально складывающиеся правоотношения.
Поэтому вряд ли есть смысл, например, выделять принципы правосознания, поскольку принципы права это не что иное, как идеи, которые как раз и являются составной 1 См.: Марксистско-ленинская общая теория государства и права.
Социалистическое право.
М., 1973.
С.43; Явич Л.С.
Общая теория права.
Л., 1976.
-С.149.
2Керимов Д.А.
Методология права.
Предмет, функции, проблемы философии права.
М., 2000.
С.356.
19

[стр.,53]

том числе и частной (ст.8,9, 34 Конституции РФ более подробно об этом в §1 гл.4 диссертации).
Далеко не просто решался в нашей науке и законодательстве вопрос о презумпции невиновности.
В советский период эта идея считалась крамольной.
Одним из первых, кто выразил эту идею, был М.С.Строгович: “Мы полагаем, что есть основания, достаточные для того, чтобы включить в действующее уголовно-процессуальное законодательство формулу презумпции невиновности в виде отдельной правовой нормы”1.
Но законодательное закрепление эта идея долгое время не имела.
В ст.160 Конституции СССР указывалось, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут наказанию иначе, как по приговору суда.
По сути в этой статье была заключена главная идея презумпции невиновности: признать виновным вправе только суд.
Затем в общесоюзных Основах законодательства о судоустройстве появилась специальная статья (ст.14), озаглавленная “Презумпция невиновности”, содержащая четкую формулировку этого принципа.
В Конституции РФ 1993г.
дано следующее определение принципа презумпции невиновности (ч.1 ст.49): “Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда”.
Здесь уместным будет обратить внимание на мнение тех ученых, которые полагают, что к приниципам права не следует относить презумпции, поскольку презумпция означает лишь предположение, а не свершившийся факт2.
В связи с этим можно согласиться с В.К.
Бабаевым, что так называемая презумпция невиновности это не пре53 1Строгович М.С.
Курс советского уголовного процесса.
М., 1968.
Т.1.
С.351.
2См.: Борисов Г.А.
О понятии принципов, действующих в правовой сфере // Проблемы социалистической законности.
Вып.7.
Харьков, 1981.
С.26.

[Back]