Проверяемый текст
Ведяхина, Клара Владимировна. Основные нравственно-этические и социально-политические принципы российского права (Диссертация 2001)
[стр. 21]

Как совершенно верно отмечает Н.П.
Колдаева, внутренняя согласованность права, действующего в том или ином государстве, проявляется в органическом единстве основных принципов регулирования общественных отношений, в конкретизации наиболее общих правовых установлений * в конституции государства.
Поэтому именно нормы и принципы должны лежать в основе любой системы законодательства.
Это объективный фактор, который определяет систему законодательства при любой форме систематизации .
В советский период достаточно распространенной была точка зрения, что нужно различать принципы права и правовые принципы.
Под последними понимались принципы правосознания, принципы общества, закрепленные в правовой форме и т.д.
По сути и сегодня придерживается такой же точки зрения Д.А.
Керимов, понимающий правовые принципы как устоявшиеся основы правового сознания и главные направления правовой
политики3.
Употребляя понятие “принципы права**, мы чаще всего подразумеваем феномен права в целом, т.е.
рассматриваем его и как систему правовых норм, и как правосознание, и как идеологическую надстройку, и как реально складывающиеся правоотношения.
П о э то м у в р я д ли есть смысл, например, выделять п р и н ц и п ы правосознания, п о с к о л ь к у п р и н ц и п ы права это не что иное, как идеи, которые как раз и являются составной
частью правосознания.
П р и н ц и п ы права, как правильно замечает П.М.
Рабинович, прежде чем быть закрепленными в системе правовых норм, формулируются сначала в качестве суждений, идей в правосознании законодателя .
Да и терминологически принципы права и правовые
прин21 1Колдаева Н.П.
Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации // Государство и право.
2003.
№2.
С.13.
См.: Марксистско-ленинская общая теория государства и права.
Социалистическое право.
М., 1973.
С.43; ЯвичЛ.С.
Общая теория права.
Л., 1976.
-С.149.

3Керимов Д.А.
Методология права.
Предмет, функции, проблемы философии права.
М., 2000.
С.356.

4 Рабинович П.М.
Упрочение законности закономерность социализма.
-Львов.
1975.
С.62.
[стр. 19]

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (принцип верховенства Конституции, закона), в ч.1 ст.19 (все равны перед законом и судом принцип равенства), в ст.49 (каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда принцип презумпции невиновности).
Данные принципы носят конкретный нормативный характер и могут иметь прямое действие.
Но есть принципы, которые сформулированы в Конституции, но могут применяться лишь с учетом конкретных юридических норм например, принцип народовластия, сформулированный в ст.З Конституции, принцип разделения властей, закрепленный в ст.10 и т.д.
В советский период достаточно распространенной была точка зрения, что нужно различать принципы права и правовые принципы.
Под последними понимались принципы правосознания, принципы общества, закрепленные в правовой форме и т.д.1 По сути и сегодня придерживается такой же точки зрения Д.А.Керимов, понимающий правовые принципы как устоявшиеся основы правового сознания и главные направления правовой
политики2.
Употребляя понятие “принципы права”, мы чаще всего подразумеваем феномен права в целом, т.е.
рассматриваем его и как систему правовых норм, и как правосознание, и как идеологическую надстройку, и как реально складывающиеся правоотношения.
Поэтому вряд ли есть смысл, например, выделять принципы правосознания, поскольку принципы права это не что иное, как идеи, которые как раз и являются составной
1 См.: Марксистско-ленинская общая теория государства и права.
Социалистическое право.
М., 1973.
С.43; Явич Л.С.
Общая теория права.
Л., 1976.
-С.149.

2Керимов Д.А.
Методология права.
Предмет, функции, проблемы философии права.
М., 2000.
С.356.

19

[стр.,20]

частью правосознания.
Принципы права, как правильно замечает П.М.Рабинович, прежде чем быть закрепленными в системе правовых норм, формулируются сначала в качестве суждений, идей в правосознании законодателя1.
Да и терминологически принципы права и правовые
принципы, под которыми понимаются, как уже отмечалось, принципы правосознания, очень трудно различить.
Некоторые ученые считают возможным выделение надпозитивных принципов права, существующих вне закрепления в позитивном праве.
Правда, существование таких принципов рассматривается на примере других правовых систем, исключая российскую2.
Во-первых, некоторые перечисляемые Г.Н.Мановым надпозитивные принципы (например, принцип естественной справедливости) никак нельзя отнести к таковым, поскольку справедливость, как уже отмечалось, закрепляется тем или иным образом в нормах права; во-вторых, попытки выделить принципы, не имеющих нормативного закрепления, нельзя признать удачными, т.к.
положения, не выражаемые через правовые нормы, теряют юридическое значение, они не могут быть использованы ни как источник права (в случае, например, пробела в праве), ни в правотворческой, ни в правоприменительной практике.
В связи с тем, что я упомянула о возможности использования принципов права в качестве источника права, немного остановлюсь на этом вопросе.
Советская правовая доктрина не признавала за ними статуса источника права в формальном смысле.
Это аргументировалось тем, что принципы права не имеют собственной формы выражения, а обладают формой того акта, составной частью которого они являются.
В некоторых странах 20 Рабинович П.М.
Упрочение законности закономерность социализма.
Львов.
1975.
С.62.

2См.: Теория права и государства / Под ред.
Г.Н.
Манова.
М., 1995.
С.172177.

[Back]