Проверяемый текст
Ведяхина, Клара Владимировна. Основные нравственно-этические и социально-политические принципы российского права (Диссертация 2001)
[стр. 25]

эти идеи не закреплены ни в одном из общепризнанных источников мусульманского права).
В романо-германском праве —правила, сложившиеся в судебной системе как источники административного права Франции, Германии.
В обоснование подобной позиции приводится цитата из Основного закона ФРГ, который закрепил, что судьи связаны «правом и законом».
В англо-саксонской правовой семье такими «надпозитивными принципами» считают справедливость как правовую категорию (equity) служащую средством корректировки решений судов общего права при их обжаловании, а также принципы естественной справедливости (principles of natural justice), составляющие основу для решения дел в случае пробелов в законодательстве .
Как правильно указывает Т.Н.
Нешатаева, общие принципы права, заключенные в каждом из национальных законодательств, не позволяют судье формулировать правила, которые диссонируют с основными установками правовой системы.
Отсюда вытекает очень важная роль, например, судьи, который является лицом, олицетворяющим правовую политику государства свойственными ему способами^.
Можно говорить о том, что аналогичная «надпозитивная форма» существования принципов права характерна и для российской правовой системы.
Надпозитивная форма означает, что принцип права существует не в; собственно формальном источнике, а в сознании лиц, реализующих правовые предписания.
Например, в практике арбитражных судов сложилось правило, согласно которому за одно и то же нарушение обязательства может применяться только одна мера ответственности.
Суды в некоторых случаях при принятии своих решений исходят не из конкретных правовых норм, а из понимания правоприменителем таких понятий, как справедливость, гуманизм, добросовестность, разумность.
Так, справедливым следует признать решение Конституционного Суда РФ, принятое в январе 2001 г., в соответствии с которым суд признал не противоречащим Конститу1См.: Манов Г.Н.
Теория права.
—М., 1997.
—С.120.
2Нешатаева Т.В.
К вопросу об источниках права судебном прецеденте и доктрине // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ.
2000.
№S.
С.109.
[стр. 83]

"Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда"1.
Большинство же законодательных актов, не выделяя специально принцип справедливости как основной принцип регулирования тех или иных общественных отношений, выражает его содержание во многих правовых нормах.
Так, иначе как справедливостью нельзя назвать принципы, сформулированные в ст.8 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения.
Справедливыми следует признать нормы, предусматривающие и право частной собственности на землю, и суд присяжных, и состязательность сторон в уголовном, гражданском и арбитражном процессе и т.д.
Справедливой следует признать ст.300 УК РФ, которая впервые предусматривает наказание за незаконное освобождение от уголовной ответственности.
Справедливыми следует признать изменения в ГПК РФ, направленные на введение индексации взысканных денежных средств.
Вопрос об индексации часто встает на стадии исполнительного производства.
Решение этого вопроса законодательством отнесено к ведению суда, рассматривающему заявление взыскателя в судебном заседании практически по тем же правилам, по которым исправляются недостатки судебного решения (разъяснение решения, изменение способа исполнения решения и т.д.).
Справедливым следует признать решение Конституционного Суда РФ, принятое в январе 2001г., в соответствии с которым суд признал не противоречащим
Конституции РФ п.2 ст.1070 ГК РФ.
Поводом для рассмотрения стали жалобы четырех граждан, пострадавших от неправомерных действий 1Постановления Пленумов Верховных Судов по гражданским делам.
М., 1999.
С.305-309.
83

[Back]