Проверяемый текст
Ведяхина, Клара Владимировна. Основные нравственно-этические и социально-политические принципы российского права (Диссертация 2001)
[стр. 57]

власть не должна сосредотачиваться в одном органе (лице), что в целях недопущения произвола необходима система разделения властей.
Главным принципом системы разделения власти, системы сдержек и противовесов является четкое разделение функций, задач, предметов ведения и полномочий между различными ветвями власти.
Не касаясь детально этой проблемы, поскольку она требует специального исследования, хотелось бы отметить два обстоятельства: во-первых, в последнее время на законодательном уровне последовательно эти проблемы решаются ; во-вторых, несмотря на решение отдельных проблем разграничения властей, многие вопросы остаются нерешенными (более подробно об этом см.
§ 3 гл.
3).
Другим условием сдерживания и ограничения власти являются наличие и реализация субъективных прав граждан.
Гражданин и органы государственной власти выступают в качестве равноправных субъектов, связанных взаимными правами, обязанностями и ответственностью.
Ограничение государственно-властных институтов правами и свободами индивида в советский период не признавалось не только на практике, но и в литературе.
Что касается нынешнего ограничения власти правами и свободами граждан, то положение с реализацией прав и свобод далеко не идеальное.
К сожалению, как правильно замечает Н.И.
Матузов, в настоящее время образовался чудовищный разрыв между теорией и практикой прав человека.
Устранение этого разрыва —важнейшая задача российской правовой политики .

Более того, большая часть законопослушного населения сталкивается с сокращающимися возможностями реализации своих интересов легальными средствами.
Правомерные цели, как верно отмечает В.Б.
Гулиев, все чаще требуют нелегальных способов их достижения ввиду как неэффективности официальных инструментов социального контроля 77 1Например, Федеральные законы «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» Собрание законодательства РФ -1999.
№2.
Ст.3176; 2000.
№1.
Ст.12 2Матузов Н.И.
Теория и практика прав человека в России // Правоведение.
—1998.
№4.
С.ЗЗ.
[стр. 171]

меркам цивилизованного мира.
Иначе вся правовая система будет оставаться ущербной и неполноценной”1.
К сожалению, как правильно указывает Н.И.
Матузов, в настоящее время образовался чудовищный разрыв между теорией и практикой прав человека.
Устранение этого разрыва важнейшая задача российской правовой политики2.

Демократизм российского права должен выражаться во взаимной правовой ответственности государства и личности.
Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 20 декабря 1995г.
“О проверке конституцонности ряда положений пункта “а” ст.64 УК РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А.
Смирнова” подчеркнул, что гражданин и государство в РФ связаны взаимными правами, ответственностью и обязанностями3.
Следовательно, лич171 1См.: Мартышин О.В.
Российская Конституция 1993 года и становление новой политической системы //Государство и право.
1999.
№10.
С.36.
2 См.: Матузов Н.И.
Теория и практика прав человека в России // Правоведение.
1998.
№4.

С.33; В литературе приводится достаточно много примеров нарушения прав и свобод человека Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву // Государство и право.
1998.
№7,8; Iоршков С.А.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и правовая система РФ: Автореферат дисс.
...
канд.
юрид.
наук.
М., 1998; Дорофеев Б.Ю.
Права человека и функции российского права: Автореферат дисс.
...
канд.
юрид.
наук.
Екатеринбург, 1998; Саяпина И.Г.
Конституционное и законодательное закрепление равноправия женщин и мужчин: Автореферат дисс.
...
канд.
юрид.
наук.
М.,1999; Поленина С.В.
Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект.
М., 2000; Лазарева B.А.
Теория и практика судебной защиты в уголовном процессе.
Самара, 2000; Алиев A.A.
Конституционное право на объединение в системе прав и свобод человека и гражданина.
М., 2000; Малеина М.Н.
Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита.
М., 2000; Ефремов А.Ф.
Принципы законности и проблемы их реализации.
Тольятти, 2000; Бырдин Е.Н.
Причины юридического неравенства в Российском государстве // Юрист.
2000.
№10; Берестнев Ю.
Российская правовая система и европейские стандарты // Российская юстиция.
2001.
№1 и др.
3 См.: Конституцонное право РФ.
Сборник судебных решений.
М., 1997.
C.192.


[стр.,192]

Очень важно проводить четкое различие компетенции исполнительной власти на различных уровнях.
Такое различие дается и в Конституции РФ, и в ряде федеральных законов “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ”1 и “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”2.
К сожалению, разграничение компетенции либо не всегда четко оформлено в законодательстве, либо нарушается в ходе правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов.
Необходимо также строго соблюдать права органов местного самоуправления во взаимоотношениях с органами государственной власти субъектов РФ.
В соответствии со ст.12 Конституции в РФ признается и гарантируется местное самоуправление.
Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.
По своему содержанию деятельность органов местного самоуправления очень близка к работе органов исполнительной государственной власти.
Действующий Федеральный закон РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”3, законы о местном самоуправлении субъектов РФ в значительной степени регулируют взаимоотношения органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Однако в законодательстве ряда субъектов РФ государственная власть и местное самоуправление не отделяются друг от друга, власть пытается выстроить вертикаль вплоть до самого низа.
Поэтому, во-первых, необходимо четко разгра1Собрание законодательства РФ.
1999.
№22.
Ст.3176.
2Собрание законодательства РФ.
2000.
№1.
Ст.12.
3Собрание законодательства РФ.
1995.
№35.
Ст.3506.
192

[стр.,211]

результате отдает вопросы регулирования взаимоотношений между Центром и регионами в компетенцию исполнительной ветви власти1.
Прежде всего такой подход не соответствует ч.З ст.11 Конституции РФ, согласно которой разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, Федеральным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Во-вторых, принятый Федеральный закон “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ” не отменяет действие ранее заключенных договоров, соглашений.
Вместе с тем данный закон определил принципы и порядок заключения подобных соглашений, которые не позволят нарушить как интересы Центра, так и интересы не только субъекта РФ, вступающие в договорные отношения с Центром, но и интересы других субъектов РФ.
Так, в законе установлены такие принципы, как принцип согласования интересов РФ и субъектов РФ (ст.7), принцип добровольности заключений договоров, соглашений (ст.8), принцип гласности заключений договоров, соглашений (ст.10) и др.
Очень важно, что закон требует одобрения проекта соглашения, договора о разграничении полномочий в законодательном органе субъекта РФ, Совете Федерации и Правительстве РФ.
Вместе с тем надо учитывать, что такого рода уже действующие договоры ставят отдельных субъектов в исключительное положение по сравнению с другими субъектами.
В частности, договор между РФ и Татарстаном ставит республику в привилегированное положение: в договоре статус Та211 1См.: Елисеев Б.П.
Договоры и соглашения между Росийской Федерацией и субъектами Российской Федерации: решение или порождение проблем? // Ежегодник российского права.
1999г.
М., 2000.
С.177.

[Back]