88 §3 Концепция правового государства Правовые доктрины и правовые учения играют решающую роль в формировании и законодательном утверждении принципов права. Одним из важнейших таких правовых учений является концепция правового государства. Правовое государство как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Эта концепция отвергалась в советский период как буржуазная. Один из ведущих советских ученых-юристов 20-30-х годов Е.Б. Пашуканис писал: «Правовое государство это мираж, но мираж весьма удобный для буржуазии, потому что заменяет выветрившуюся религиозную идеологию, он заслоняет от масс факт господства буржуазии»1. Значительно позже, в 1971г., С.С. Алексеев утверждал, что в научном отношении теория правового государства несостоятельна, так как право по своей природе таково, что не может стоять над государством: «... буржуазная теория «правового государства» —лживая и фальшивая теория» . Лишь начиная с конца 80-х годов теория правового государства начинает превращаться в доминирующую. К числу отличительных признаков правового государства относятся: господство права в организации и деятельности всех государственных органов и общественных организаций, разделение властей, наличие гражданского общества, взаимная ответственность государства и личности, реальность и гарантированность прав и свобод граждан и т.д. В результате утверждения этой концепции в литературе стали формулироваться, сначала в научной среде, такие принципы права, как прин1Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980.-С.135. 2Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971. С.193. |
классификации принципов права совместить подходы М.И. Байтина, H.H. Вопленко, М.Н. Марченко. Концепция единства и взаимодействия естественного и позитивного права, как правильно утверждает М.И. Байтин, позволяет выделить нравственно-этические принципы права справедливость и гуманизм, поскольку именно они лежат в основе естественного права, естественных прав человека (более подробно о позитивном и естественном праве см. §2 гл.1 данной работы). Позиция Н.И. Вопленко, М.Н.Марченко позволяет выделить принципы права по формам взаимодействия, либо воздействия права на другие сферы социальной жизни общества (политические, экономические, идеологические и т.д.). Такое выделение можно объяснить, видимо, тем, что принципы права формируются не только из содержания правовых норм, а имеют более широкую основу, в частности, такой основой являются государственная и правовая идеология. Поскольку право не только чисто правовое, юридическое, но и социальное явление, тесно связанное с государством. На мой взгляд, принципы права в современных условиях должны формироваться на основании не только концепции взаимосвязи естественного и позитивного права, но и концепции правового государства. Концепция правового государства дает возможность обосновать выделение социально-политических и собственно правовых принципов права. Правовое государство как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Концепция правового государства в советский период отвергалась как буржуазная. Один из ведущих советских ученыхюристов 20-30-х годов Е.Б.Пашуканис писал: “Правовое государство это мираж, но мираж, весьма удобный для буржуазии, потому что заменяет 32 выветрившуюся религиозную идеологию, он заслоняет от масс факт господства буржуазии”1. В 1929г. в Институте советского строительства выступил с докладом Л.М.Каганович. В его докладе, в частности, говорилось: “Мы отвергаем понятие правового государства. Если человек, претендующий на звание марксиста, говорит всерьез о правовом государстве и тем более применяет понятие “правового государства” к советскому государству, то это значит, что он идет на поводу у буржуазных юристов”2. Причин такого негативного отношения к концепции правового государства называют несколько: считалось, что право с его лишь формальным равенством по своей сути нечто буржуазное, тормозящее движение к коммунизму; господствовал тезис об отмирании государства; сложившаяся административно-командная система управления страной и др.3 Лишь начиная с конца 80-х годов теория правового государства начинает превращаться в доминирующую4. К числу отличительных признаков правового государства обычно относят: признание и защиту прав и свобод человека и гражданина, верховенство правового закона, организа33 1Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980. С.135. 2Советское государство и революция права. 1930. №1. С.9. 3См.: Правовое государство: реальность, мечты, будущее / Под общей ред. В.П. Сальникова. СПб., 1999. С.42-43. 4См.: Социалистическое правово государство: концепция и пути реализации / Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М., 1990; Тиунова Л.Б. Право. Конституция. Правовое государство: Автореферат дисс. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1992; Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993; Омельченко O.A. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. М., 1994; Соколов А.Н. Правовое государство. Идея, теория, практика. Курск, 1994; Антонова Е.Г. Принципы построения правового государства: Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1996; Квачева Н.Е. Конституционное закрепление принципов правового государства: Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1996; Боер В.М., Городинец Ф.М., Янгол Н.Г. Правовое государство: идея, концепция, реальность. СПб., 1996. |