Проверяемый текст
Крупина Наталья Евгеньевна. Неврологические аспекты мальформации Киари (Диссертация 2003)
[стр. 76]

76 3.2.
Характеристика особенностей строения артерий основания головного мозга и церебральной гемодинамики у больных с мальформацией Киари I типа по данным магнитно-резонансной ангиографии и транскраниальной допплерографии
У 51 больных с МКI проведено изучение особенностей строения артерий основания головного мозга с помощью метода МРА.
У 37 из них проведено исследование магистральных сосудов шеи с помощью МРА.

У 15 (40,5%) из 37 больных, которым была произведена МРА магистральных артерий головы, определялась умеренно выраженная гипоплазия и извитость ПА.

Анализ данных МРА артерий основания головного мозга (п =
51) выявил наличие признаков недоразвития и атипичного строения артерий ВББ: гипоплазия и извитость ОА у 14 (27,5%), дупликация ЗМА с отхождением одной от ВС А и другой от ОА у 5 (9,8%), гипоплазия ЗМА у 2 (3,9%) пациентов (рис.
7).
У ряда больных с МК I имелось преобладающее развитие артерий каротидной системы с наличием задних трифуркаций ВС А и эмбриональных каротико-базилярных анастомозов.

У 9 (17,6%) из 51 больных имелись односторонние и у 4 (7,8%) двусторонние задние трифуркации ВСА.
Односторонние задние трифуркации ВСА определялись у больных во II и III группах, а двусторонние только у пациентов с выраженной патологией (III группа).
Кроме этого, у
4 (7,8%) из 51 больных с МК I определялся эмбриональный каротико-базилярный анастомоз (во П-Ш группах), который во всех случаях был представлен персистирующей примитивной тригеминальной артерией.
Таким образом, у больных с МК I типа нередко определялись признаки недоразвития артерий ВББ и преобладающее развитие артерий каротидного бассейна, что отражало преимущественное кровоснабжение головного мозга за счет каротидного бассейна.

У больных с МК 1 по данным метода МРА имелись сформированные пути коллатерального перетока крови из системы ВСА в ВББ в виде функционирующих в покое ЗСА и различных вариантов атипичного строения
[стр. 164]

164 3.2.
Характеристика особенностей строения артерий основания головного мозга и церебральной гемодинамики у больных с мальформацией Киари I типа по данным магнитно-резонансной ангиографии и транскраниальной допплерографии
Аномалии сосудов мозга определялись у 5 (6,5 ± 2,8%) из 77 больных с МК I, обследованных с помощью МРА.
У 3 из них была диагностирована артериальная аневризма, у 2 артериовенозная мальформация интракраниальных артерий.
Частота встречаемости аномалий сосудов мозга не зависела от выраженности мальформации.
Вероятно, артериальные аневризмы и артериовенозные мальформации не связаны с МК I единым происхождением и являются самостоятельной дополнительной патологией.
У 77 больных с МК I проведено изучение особенностей строения артерий основания головного мозга с помощью метода МРА.
У 37 из них проведено исследование магистральных сосудов шеи с помощью МРА.

Изучена частота встречаемости основных вариантов атипичного строения артерий основания головного мозга в зависимости от выраженности мальформации (табл.
ЗЛО.), пола пациентов и наличия сопутствующей СМ.
Как видно из табл.
3.10., у 15 (40,5%) из 37 больных, которым была произведена МРА магистральных артерий головы, определялась умеренно выраженная гипоплазия и извитость ПА, одинаково часто встречаемые во всех группах больных (рис.
3.15).
Анализ данных МРА артерий основания головного мозга (п =
77) выявил наличие признаков недоразвития и атипичного строения артерий ВББ: гипоплазия и извитость ОА у 21 (27,3%), дупликация ЗМА с отхождением одной от ВСА и другой от ОА у 7 (9,1%), гипоплазия ЗМА у 3 (3,9%) пациентов.
Кроме этого, частота встречаемости гипоплазии и извитости ОА и дупликации ЗМА достоверно увеличивалась по мере нарастания степени МК I, а гипоплазия ЗМА встречалась только у больных с выраженной патологией (III группа).


[стр.,167]

167 У ряда больных с МК I имелось преобладающее развитие артерий каротидной системы с наличием задних трифуркаций ВСА и эмбриональных каротико-базилярных анастомозов (табл.
3.10).
У 13 (16,9%) из 77 больных имелись односторонние (рис.
3.16.) и у 5 (6,5%) двусторонние задние трифуркации ВСА (рис.
3.17).
Односторонние задние трифуркации ВСА определялись у больных во II и III группах, а двусторонние только у пациентов с выраженной патологией (III группа).
Кроме этого, у
5 (6,5%) из 77 больных с МК I определялся эмбриональный каротико-базилярный анастомоз (во Н-Ш группах), который во всех случаях был представлен персистирующей примитивной тригеминальной артерией (рис.
3.18).
При анализе данных МРА сосудов мозга у 6 (7,8%) из 77 обследованных больных была выявлена односторонняя передняя трифуркация ВСА, которая определялась с одинаковой частотой во всех группах.
Частота встречаемости основных вариантов атипичной конфигурации артерий основания головного мозга у больных с МК I, практически, не зависела от пола пациента и наличия сопутствующей СМ.
Проведен анализ частоты встречаемости пациентов с МК I, имеющих классическое строение и различные сочетания атипично сформированных артерий основания головного мозга по группам в зависимости от выраженности мальформации (табл.
3.11).
К классическому строению артерий основания мозга относили наблюдения, в которых по данным МРА не встретились аномалии или варианты атипичной конфигурации артерий.
У 37 (48,1%) из 77 больных с МК I, обследованных с помощью МРА, определялся классический тип строения артерий основания головного мозга, у остальных пациентов имелось атипичное строение хотя бы одной артерии мозга.
У большинства больных с небольшой выраженностью патологии (I группа) отмечено классическое строение виллизиева круга, лишь у одного пациента имелась передняя трифуркация ВСА.
По мере нарастания степени мальформации достоверно чаще определялись больные с классическим строением артерий и достоверно

[стр.,170]

170 реже с различными сочетаниями атипичного строения артерий основания мозга.
У больных И-Ш групп нередко имелось по нескольку атипично сформированных артерий.
У больных II группы в сравнении с I и III достоверно чаще выявлялись различные одиночные варианты и сочетания двух вариантов атипичного строения артерий основания мозга.
Сочетание трех вариантов атипичной конфигурации артерий достоверно преобладало у пациентов с наиболее выраженной патологией (III группа).
Таким образом, у больных с МК I типа нередко определялись признаки недоразвития артерий ВББ и преобладающее развитие артерий каротидного бассейна, что отражало преимущественное кровоснабжение головного мозга за счет каротидного бассейна.

В табл.
3.12 представлена частота встречаемости пациентов с МК I, имеющих различные пути коллатерального перетока крови из системы ВСА в ВББ по группам в зависимости от выраженности мальформации.
Выявлены сформированные пути коллатерального перетока крови из системы ВСА в ВББ в виде функционирующих в покое ЗСА (рис.
3.19) и различных вариантов атипичного строения артерий заднего отдела виллизиева круга (однои двусторонние задние трифуркации ВСА, рудиментарные каротико-базилярные анастомозы), а также их сочетания.
Такой вариант строения сосудистой системы мозга обуславливает значительный переток крови из каротидного бассейна в ВББ.
У 2 больных с небольшой выраженностью патологии (I группа) питание системы ВББ из ВСА осуществлялось только за счет функционирующих в покое ЗСА.
У больных II-III группы в кровоснабжении задних отделов мозга кроме функционирующих ЗСА принимали участие однои двусторонние трифуркации ВСА и персистирующие каротико-базилярные анастомозы.
По мере увеличения степени патологии от I к III группе достоверно нарастала частота встречаемости однои двусторонних трифуркаций и функционирующих ЗСА.
В целом, у 45 (58,5%) из 77 больных определялись признаки питания ВББ за счет каротидного бассейна, частота

[Back]