Проверяемый текст
Бабич И.Л. Эволюция правовой культуры адыгов, 1860-1990-е годы. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. – 238 с.
[стр. 100]

чаях одновременно с судебным процессом в российском суде, а иногда до или после него осетины обращались к третейскому примирению, поскольку наказание, налагавшееся судебными учреждениями, не избавляло «убийцутуземца от мести со стороны родных убитого»259.
Случалось, что третейское разбирательство вообще заменяло российский суд.
Согласно правилам, введенным российской администрацией, сельский старшина обязан был составлять рапорт о происшедших в селении преступлениях и отсылать его в российские судебные органы.
Часто сельчане проси ли старшину этого не делать, обещая уговорить конфликтующие стороны примириться.
Старшина шел на это, и осетины улаживали свои конфликты с помощью медиаторов260.

Одной из основных причин того, что судебная реформа в Осетии приняла именно такие формы, явилась принадлежность большинства осетин к православной конфессии.

В VI в.
с помощью сформировавшейся в это время византийской миссии в Осетии появилось христианство, а в X в.
уже существовала аланская епархия.
В
XVIII —XIX вв.
российская администрация приложила значительные усилия по дальнейшей христианизации осетин.
Так, в 1740 г.
она учредила
«Осетинскую духовную комиссию» с целью распространения христианства в регионе.
В 1860 г.
российская администрация вновь обратилась к идее христианизации осетин и сформировала
«Общество восстановления православного христианства на Кавказе», которое стало проводником российской политики в осетинском обществе.
В Осетии были построены православные церкви, богослужение в которых велось на осетинском языке.
В то же время проникший к осетинам из Кабарды ислам в пореформенное время значительно потерял свои и без того слабые п о зи ц и
й ввиду того, что проводимое российской администрацией в 1850-1860-е годы выселение горцев коснулось в первую очередь осетин-мусульман и привело к значительному сокращению их численности201.
100 259Цдт.
по: Бабич, И.Л, Правовая культура адыгов (история и современность)С.
81.
260См.: там же.
Чочиев, Г.В.
Турецкие осетины: мифы и реальностьГ.В.
Чочиев Я Северная Осетия.
2000.
№ 22,
[стр. 35]

63 населения, но на основании закона 1871 г.
изъяты из подсудности Горского словесного суда и все возникающие у них дела разбираются в общих судебных установлениях‘‘ 378 .
В Осетии были созданы российские судебные органы, применявшие исключительно российское законодательство.
Следует заметить, что традиционная судебная практика частично все же была сохранена на уровне сельской общины.
Утвержденное 18 ноября 1870 года ‘‘Положение о сельских (аульных) обществах, их общественном управлении в Кубанской и Терской областях‘‘ вводило в осетинской деревне сельские суды.
Они состояли из 3-х выбиравшихся на 1 год судей, находящихся на содержании общины.
Руководствуясь нормами местного адата, они разбирали мелкие споры и тяжбы между членами общины, сумма иска которых не превышала 30 руб.
Их юрисдикции подлежали также такие мелкие уголовные преступления, как ссоры, драки, а также кражи и мошенничество, когда цена присвоенного имущества не превышала 10 руб.
Суд не мог применять к виновным телесного наказания.
Основным видом наказания были типичные для адата штрафы в пользу потерпевшего и в общинную кассу (до 3 руб.), и появившиеся у осетин под влиянием русского уголовного права принудительные работы в пользу общины сроком до 6 дней или арест до 7 дней.
Из адатной практики сельские суды унаследовали также право обвиняемого очиститься от подозрения в совершении преступления соприсягой его родственников и односельчан (от 2 до 10 человек).
Несмотря на эти реформы осетинский третейский суд продолжал неофициально функционировать для урегулирования конфликтов.
В осетинском обществе сложилась своеобразная судебная практика: в некоторых случаях одновременно с судебным процессом в российском суде, а иногда до или после него осетины обращались к третейскому примирению, поскольку наказание, налагавшееся судебными учреждениями, не избавляло ‘‘убийцу-туземца от мести со стороны родных убитого‘‘ 379 .
Случалось, что третейское разбирательство вообще заменяло российский суд.
Согласно правилам, введенным российской администрацией, сельский старшина обязан был составлять рапорт о происшедших в селении преступлениях и отсылать его в российские судебные органы.
Часто сельчане просили старшину этого не делать, обещая уговорить конфликтующие стороны примириться.
Старшина шел на это и осетины улаживали свои конфликты с помощью медиаторов
380 .
Одной из основных причин того, что судебная реформа в Осетии приняла именно такие формы, явилась принадлежность большинства осетин к православной конфессии.

Уже в VI в.
с помощью сформировавшееся в это время византийской миссии в Осетии появилось христианство, а в Х в.
уже существовала аланская епархия.
В
ХVIII-ХIХ вв.
российская администрация приложила значительные усилия по дальнейшей христианизации осетин.
Так, в 1740 г.
она учредила
‘‘Осетинскую духовную комиссию‘‘ с целью распространения христианства в регионе.
В 1860 г.
российская администрация вновь обратилась к идее христианизации осетин и сформировала
‘‘Общество восстановления православного христианства на Кавказе‘‘, которое стало проводником российской политики в осетинском обществе.
В Осетии были построены православные церкви, богослужение в которых велось на осетинском языке.
В то же время проникший к осетинам из Кабарды ислам в пореформенное время значительно потерял свои и без того слабые позиции.

Проводимое российской администрацией в 1850-1860-е годы выселение горцев коснулось в первую очередь осетинмусульман,
что привело к значительному сокращению их численности 381 .
Так, по данным на 1897 г., во Владикавказском округе было 70317 чел.
православных и 19512 чел.
мусульман, а в самом Владикавказе было 31435 чел.
православных и 2268 чел.
мусульман 382 .
В этот период многие осетинские селения имели по одной или две мечети это селения Эльхотово, Чикола, Карджин, Лескен, Хазнидон, Зильги, Заманкул, Беслан, Брут, Ногкау, Комсомольское (Дашково), Раздзог.
Были смешанные, православно-мусульманские селения Дзуарикау, Ламардон и др.
Следует отметить, что православных и мусульман объединял сохранявшийся в этот период языческий пласт: поклонение дзуарам (святилищам).


[стр.,52]

80 При рассмотрении дел о разводе адыги применяли и нормы адата, и нормы шариата, но первые, как подчеркивала Л.Г.
Свечникова, преобладали 547 .
Формы брака в адыгской общине также регулировались по обычному праву 548 .
То же самое исследователи отмечали применительно к другим регионам Северного Кавказа.
Как указывала М.Ч.Кучмезова, балкарцы в первой половине ХIХ в.
при урегулировании наследственных дел применяли нормы адата.
Однако впоследствии в пореформенном балкарском обществе стали вводиться и нормы шариата.
Исследовательница считала, что данное явление может рассматриваться как нововведение российской администрации, а не как потребность балкарской общины.
Насаждение правовых норм шариата осуществлялось через созданные российской администрацией горские словесные суды.
Тем не менее в пореформенное время большинство дел о наследстве продолжало рассматриваться медиаторскими судами, которые применяли нормы адата.
Как отмечала М.Ч.Кузмезова, ‘‘только в редких случаях наследственные дела решались судебным порядком на основе шариата‘‘ 549 .
Применительно к чеченцам об этом писал К.А.
Кокурхаев.
Для чеченцев нормы шариата в сфере имущественного права не имели исключительного значения.
Как свидетельствует собранный автором архивный материал, при рассмотрении дел о наследстве чаще применялись нормы адата.
К.А.Кокурхаев, как и М.Ч.
Кучмезова, подчеркивал, что в чеченском пореформенном обществе применение норм шариата во многом было связано с деятельностью горских словесных судов, которым передавались дела о наследстве и дела, связанные с семейными конфликтами.
Все они рассматривались этими судами по нормам шариата 550 .
Ниже я опишу деятельность горских словесных судов на Северо-Западном Кавказе в области внедрения правовых норм шариата.
Наиболее сложной оказалась ситуация, связанная с правовыми нормами шариата у осетин, которые, как известно, в пореформенное время исповедывали как ислам, так и православие, сохраняя при этом общий языческий пласт: поклонение дзуарам ( святилищам).
Уже в VI в.
с помощью сформировавшееся в это время византийской миссии в Осетии появилось христианство, а в Х в.
уже существовала аланская епархия.
В
ХVIII-ХIХ вв.
российская администрация приложила значительные усилия по дальнейшей христианизации осетин.
Так, в 1740 г.
она учредила
‘‘Осетинскую духовную комиссию‘‘ с целью распространения христианства в регионе.
В 1860 г.
российская администрация вновь обратилась к идее христианизации осетин и сформировала
‘‘Общество восстановления православного христианства на Кавказе‘‘, которое стало проводником российской политики в осетинском обществе.
В Осетии были построены православные церкви, богослужение в которых велось на осетинском языке.
В то же время проникший к осетинам из Кабарды ислам в пореформенное время значительно потерял свои и без того слабые позиции.

Проводимое российской администрацией в 1850-1860-е годы выселение горцев коснулось в первую очередь осетинмусульман,
что привело к значительному сокращению их численности 551 .
Так, по данным на 1897 г., во Владикавказском округе было 70317 чел.
православных и 19512 чел.
мусульман, а в самом Владикавказе было 31435 чел.
православных и 2268 чел.
мусульман 552 .
В этот период многие осетинские селения имели по одной или две мечети это селения Эльхотово, Чикола, Карджин, Лескен, Хазнидон, Зильги, Заманкул, Беслан, Брут, Ногкау, Комсомольское (Дашково), Раздзог.
Были смешанные, православно-мусульманские селения Дзуарикау, Ламардон и др.
Шариатская судебная практика у осетин-мусульман имела незначительную сферу применения и только на сельском уровне.
Сельские суды руководствовались в граждансконаследных исках нормами шариата согласно ханафитскому религиозно-правовому толку мусульманского права (арабск.
фикха) 553 .
Следует отметить, что некоторые обычаи, присущие исламу, бытовали и среди православных осетин, например, двоеженство, причем с одной женой осетин венчался по православному обряду, а с другой по мусульманскому 554 .
В брачносемейных правовых нормах наблюдались некоторые различия, связанные с конфессиональной принадлежностью.
Так, у осетин христиан практиковался выкуп по адату, который шел

[стр.,63]

91 каторги, за ранения исправительные арестантские роты (3-4 года), ссылки.
При рассмотрении дел по кражам суд определял исправительные работы от 1 до 2 лет 639 .
В судебном процессе использовался институт очистительной присяги и свидетельские показания.
Как свидетельствуют данные, осетины часто давали ложные сведения.
Наряду с этим судьи прибегали и к помощи так называемых докащиков, которые в тайне от окружающих давали свидетельства о каком-либо преступнике и о подробностях преступления 640 .
Тем не менее случалось, что третейское разбирательство по-прежнему заменяло российский суд.
Согласно правилам, введенным российской администрацией, сельский старшина обязан был составлять рапорт о происшедших в селении преступлениях и отсылать его в российские судебные органы.
Часто сельчане просили старшину этого не делать, обещая уговорить конфликтующие стороны примириться.
Старшина шел на это и осетины улаживали свои конфликты с помощью медиаторов
641 .
Наряду с этими судебными органами в начале ХХ в.
российская администрация пошла на одну уступку, создав осетино-ингушский смешанный суд присяжных, который рассматривали тяжелые уголовные преступления (убийства, ранения, грабежи) и поземельные тяжбы между осетинами, с одной стороны, и ингушами, с другой, на основе норм обычного права.
При рассмотрении дел, связанных с кражами, суд использовал присягу всех жителей села, если следы туда вели и применял нормы обычного права, а именно: возмещение украденного.
При рассмотрении дел по убийствам суд применял норму обычного права, а именно: выплату компенсации ( 500-1000 рубл.).
Интересно, что при отсутствии денег у виновного, суд имел право взыскивать компенсацию с родственников по мужской линии до 3 колена включительно или с сельского общества, в котором проживал виновный.
Позже подобные дела были переданы в ведение осетино-ингушских примирительных судов, которые руководствовались как нормами обычного права, так и российским законодательством.
Из практики местного адата ими применялись высылка убийцы за пределы области, а также очистительная соприсяга односельчан обвиняемого в случае, когда дело возбуждалось по подозрению и явных улик совершения преступления не оказывалось 642 .
ВЫВОДЫ Описание исходных конфликтов, имевших место в адыгской общине на протяжении 45 лет, с 1870 по 1915 г., показало существование большого разнообразия спорных ситуаций, связанных с имущественным ущербом, а также различных преступлений против личности ( оскорблений, побоев, телесных повреждений, убийств, изнасилований).
Наибольшая доля всех конфликтов приходилась на столкновения, имевшие место между адыгами из разных кварталов одного и того же селения.
В пореформенное время наряду с индивидуальными спорами отмечались и групповые, затрагивавшие как взаимоотношения между социальными слоями, так и борьбу за общественное лидерство.
В этих условиях российская администрация начала проводить судебные преобразования на Северо-Западном Кавказе районе проживания адыгских народов.
Основные задачи, стоявшие перед реформой в Кабарде и Адыгее, как мне представляется, были выполнены частично.
Российская администрация стремилась ограничить сферу применения института мести одного из наиболее архаичных уголовных адатов, который противоречил российскому законодательству.
Однако он, модифицируясь, продолжал сохранять свои позиции в адыгской общине.
Как видно из вышеприведенного анализа причин совершения мести в адыгской пореформенной общине, месть могла совершаться за любой причиненный физический или материальный ущерб и в этом отношении не изменилась.
Вместе с тем можно говорить о существенном развитии в пореформенное время мести как юридического института адыгов.
Во-первых, она не всегда совершалась по правилам талиона, т.е.
равного ущерба.
Во-вторых, месть стала ограничиваться кругом близких родственников.

[Back]