Проверяемый текст
Бабич И.Л. Эволюция правовой культуры адыгов, 1860-1990-е годы. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. – 238 с.
[стр. 101]

§ 3.
Судебное разбирательство в медиаторских судах народов Северного Кавказа в дореформенный период Особенности юридического быта горцев подробно исследовал М.М.
Ковалевский.
Говоря о суде, он выделял в нем два основных принципа: теологический и родовой.
Теологический принцип проявлялся, по его мнению, «в допущении сверхчувственной неземной силы в решении тяжб и совершении сделок».
Особенно наглядно этот принцип проявляется в институте присяги.
Родовой принцип проявляется «в замене начала индивидуализма началом кровной солидарности».
Так, в уголовном праве предполагалось участие родственников в преследовании преступников, в платеже виры, композиции.
Существовало также «непосредственное преследование целым родом преступных деяний, совершенных в родственной среде, и поручительство в доброй славе обвиняемого, выражающееся в институте соприсяги»262.
Рассмотрим подробнее особенности судебного разбирательства в медиаторском суде горцев (отметим, что медиаторский суд не был постоянным судебным органом).
Ему были подведомственны дела о причинении имущественного и физического ущерба, причем степень причиненного материального или физического ущерба в исходном конфликте не всегда влияла на форму судебного процесса: местное население часто обращалось за помощью к медиаторам не только при крупных конфликтах, но и при небольших столкновениях, которые, в сущности, могли быть легко улажены и без вмешательства посторонних лиц, т.е.
посредством миролюбивой сделки.

Предварительный розыск мог осуществлять сам потерпевший, особенно в делах о воровстве.
Так, к примеру, у осетин бытовал следующий обычай, связанный с поиском вора.
Потерпевший мог запугивать подозреваемого в краже человека каким-либо святым или в поминальный день, на третьей неделе великого поста, потерпевший (православный осетин) во время собрания 101 252 Ковалевским, М.М.
Пшата.
Этнографический очерк / М.М.
Ковалевский // Юридический вестник.
1888.
-№2.
[стр. 37]

65 каждому адыгу.
Как правило, медиаторами выбирались общинники, пользовавшиеся авторитетом в обществе.
У кабардинцев в пореформенной общине существовало дифференцированное отношение к людям, определяемое рядом критериев, на основе которых устанавливалась своеобразная иерархия степеней уважения людей 395 .
Медиаторами обычно выбирались люди, пользовавшиеся большим уважением в адыгской общине.
Такие люди отличались умом, мудростью, моральными качествами, знанием адыгэ хабзэ адыгского неписанного кодекса поведения, знанием норм адата.
Средний возраст медиаторов составлял 50 лет.
Иногда учитывались и другие качества.
Так, некоторые адыги стремились выбрать в медиаторы сельского эфендия или бывшего князя, состоявшего на военной службе в русской армии.
Может быть, это отголоски бытовавшей в ХVIII начале ХIХ в.
у адыгов нормы адата: если участники конфликта были лицами привилегированного сословия, то судьями могли быть только представители этой сословной группы; если же один из участников рассматриваемого медиаторами дела был из простолюдинов, то одним из судей обязательно должно было быть лицо из привилегированного сословия 396 .
Существовало правило, что медиаторами не могли быть ближайшие родственники участников конфликта 397 .
Данная норма адыгского обычного права противоречит осетинской.
Интересно, что на Северном Кавказе правила для состава медиаторов были достаточно разнообразными.
Так, осетинский суд состоял из медиаторов, тархони лаги, которых выбирали конфликтующие стороны из наиболее уважаемых и знающих адат сельчан.
Часто ими могли быть члены враждующих семей.
В.Э.Орел отмечал, что в осетинском обществе урегулирование отношений между враждующими группами возлагалось в первую очередь на старейшин тех самых родов, которые находились в отношениях кровной мести, а не на незаинтересованных лиц 398 .
Если дело было очень серьезным, то приглашали авторитетных осетин из других селений.
М.Баев указывал, что самыми опытными в деле примирения самых лютых кровников были старики из Нарского общества 399 .
Число судей варьировалось: от 1 до 5 чел.
с каждой стороны.
Чем серьезнее было дело тем больше медиаторов требовалось для его урегулирования.
Так, в 1896 г.
для примирения кровников в сел.
Христианском группа медиаторов состояла из 30 чел.
Общее число судей должно было быть неравным, при этом потерпевшая сторона имела право выбрать на одного посредника больше, чем виновная 400 .
К о м п е т е н ц и я м е д и а т о р с к о г о с у д а.
В пореформенное время медиаторскому суду северокавказских народов, как и в ХVIII начале ХIХ в., были подведомственны дела о причинении имущественного и физического ущерба 401 .
Как свидетельствует архивный материал, степень причиненного материального или физического ущерба в исходном конфликте не всегда влияла на форму судебного процесса: адыги часто обращались за помощью к медиаторам не только при крупных конфликтах, но и при небольших столкновениях, которые, в сущности, могли быть легко улажены и без вмешательства посторонних лиц, т.е.
посредством миролюбивой сделки.

Рассматривая судебную практику медиаторского суда в адыгской общине, я обнаружила, что этот судебный орган разбирал столкновения, которые происходили между адыгами, проживавшими в одном или разных кварталах одного и того же селения, между адыгами из разных селений, а также между адыгами, с одной стороны, и другими народами Северного Кавказа (с балкарцами, например), с другой 402 .
Спорные ситуации, возникавшие между адыгами и русскими, проживавшими в соседних с адыгскими селениями станицах, в медиаторские суды, как правило, попадали редко.
Чаще всего они направлялись на рассмотрение в российские судебные органы Кубанской или Терской обл.
Например, был случай изнасилования кабардинцем беременной казачки из станицы Солдатской.
Кабардинцы предложили казакам рассмотреть это дело в кабардинском медиаторском суде.
Однако родственники девушки отказались и подали жалобу в мировой суд 403 .
Тем не менее мне известны случаи, связанные с изнасилованием русских девушек или женщин, когда адыгам удавалось улаживать их с помощью медиаторов.

[Back]