Проверяемый текст
Бабич И.Л. Эволюция правовой культуры адыгов, 1860-1990-е годы. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. – 238 с.
[стр. 117]

вещи в размере 150 руб.
серебром.
Однако владелец оружия, жалея старика взыскал с него только скотом на 50 руб.
серебром301.
В зависимости от характера рассматриваемого медиаторами дела судебный процесс варьировался.
Так, судебное разбирательство случаев причинения ранения делилось на два этапа.
Первый этап включал в себя определение судьями сложности ранения и того, что должен был сделать виновный в отношении раненого.
Суд назначал ему выплату суммы денег, которая
игла на лечение потерпевшего.
После его выздоровления медиаторы собирались вновь и устанавливали размер выплачиваемой виновным компенсации и
усЯЛ? ловия так называемого примирительного угощения .
Медиаторы четко определяли время проведения угощения и количество выставляемых на нем блюд.
Церемония примирительного угощения являлась заключительным этапом
обшего процесса примирения с помощью медиагорского суда.
Если рассматриваемое медиаторами дело было незначительным, судьи могли назначить только устройство виновной стороной примирительного угощения, на которое приглашалась семья потерпевшего или принесение семье потерпевшего подарка от виновной стороны.

Интересно замечание P.M.
Магомедова о компенсации в дагестанском адате: она делилась на две части —алум и дият.
Первая являлась платой, которая взыскивалась с виновной стороны в пользу родственников убитого, а вторая была вознаграждением, за которое лицо, имеющее право на кровомщение, соглашалось простить убийцу30'’.

Наряду с определением выплаты виновным компенсации у многих северокавказских народов
медиаторы применяли и другую важную норму адата, а именно: выселение виновного и его семьи на временное или постоянное жительство в другое селение304.
Для горца оставление родного селения было большим ударом.

Многие из тех, кто был вынужден покинуть свое селение,
301 Бабич, И.Л.
Указ.
раб.
С.
126.
JWСм.: Бабич, И.Л.
Указ.
раб.
С.
9 1.
т Магомедов, P.M.
Обычаи и традиции народов Дагестана / P.M.
Магомедов.
Махачкала.
1969.
С.
5.
ш См.: Хстагуров, К.
Особа ! К.
Хетагуров Н Периодическая печать об Осетии и осетинах.
Кн.
1.
Цхиивал, 1987.-С .
158-159.
117
[стр. 42]

70 В зависимости от характера рассматриваемого медиаторами дела судебный процесс варьировался.
Так, судебное разбирательство случаев причинения ранения делилось на два этапа.
Первый этап включал в себя определение судьями сложности ранения и того, что должен был сделать виновный в отношении раненого.
Суд назначал ему выплату суммы денег, которая
шла на лечение потерпевшего.
После его выздоровления медиаторы собирались вновь и устанавливали размер выплачиваемой виновным компенсации и
условия так называемого примирительного угощения 452 .
У осетин подобное угощение называлось фынга или туджи фынг, что переводится на русский как стол крови.
Медиаторы четко определяли время проведения угощения и количество выставляемых на нем блюд.
Церемония примирительного угощения являлась заключительным этапом
общего процесса примирения с помощью медиаторского суда.
Если рассматриваемое медиаторами дело было незначительным, судьи могли назначить только устройство виновной стороной примирительного угощения, на которое приглашалась семья потерпевшего или принесение семье потерпевшего подарка от виновной стороны.

Наряду с определением выплаты виновным компенсации у многих северокавказских народов,
в частности, у адыгов и осетин, медиаторы применяли и другую важную норму адата, а именно: выселение виновного и его семьи на временное или постоянное жительство в другое селение 453 .
Для горца оставление родного селения было большим ударом
454 .
Многие из тех, кто был вынужден покинуть свое селение,
страдали, живя вдали от него, и стремились через какое-то время вернуться домой 455 .
К.Ф.Сталь писал, что его познакомили с одним черкесом, который по решению суда был выселен из родного селения.
Он ночью приезжал в родное селение, гулял по нему и с рассветом уезжал 456 .
В адыгской судебной практике медиаторы использовали иногда одну из четырех перечисленных выше форм урегулирования спорных ситуаций, а иногда несколько.
Выбор как самой формы примирения, так и размеров компенсации зависел от характера и степени причиненного ущерба в исходном конфликте, а также от личных качеств участников исходного конфликта.
У некоторых народов Северного Кавказа, например, у чеченцев и ингушей, помимо выплаты компенсации назначались денежные штрафы, которые шли в пользу судей 457 .
Как отмечала Ю.В.Иванова, бытовали штрафы, выплачиваемые в пользу общины, ее лидеров и османской администрации на Балканах у албанцев 458 .
У адыгов подобной практики в пореформенное время не было.
В ХVII ХVIII вв.
у них бытовала система штрафов, которые выплачивались преступниками помимо собственно возмещения за причиненный ущерб.
Эти штрафы в значительной степени превышали размер самого возмещения и выплачивались в пользу лиц из привилегированных сословий 459 .
Но в пореформенное время данная система штрафов не применялась.
В общинах других народов, например, туркмен, бытовали и другие наказания, установленные обычным правом.
Так, у туркмен применялось избиение палкой, плетью, а также смертная казнь, устанавливаемая судом аксакалов за воровство, разбой, изнасилование 460 .
Телесные наказания были и в обычном праве казахов 461 .
В адыгском обычном праве как в ХVIII начале ХIХ в., так и в пореформенное время не существовало телесных наказаний для виновных 462 .
Интересно, что у осетин в пореформенное время сохранялось желание уладить конфликт с помощью брака 463 .
В пореформенное время существовал введенный российской администрацией порядок, согласно которому по окончании рассмотрения дела составлялся письменный документ, так называемое медиаторское решение, в котором указывались следующие моменты: 1) состав суда, фамилии, возраст, социальное положение судей, 2) краткое описание дела, 3) размер компенсации, 4) условия и сроки ее выплаты, 5) условия организации примирительного угощения.
Документ подписывался всеми судьями.
Его копии получали участники конфликта, сельский старшина и судьи горского суда.


[стр.,45]

73 имелись дополнительные обстоятельства, например, если убит был родственник или адыг из другого селения гость в данном селении; если убийца совершил надругательство над трупом убитого человека.
В 1860-1870-е годы при убийстве кабардинца, принадлежащего к привилегированному сословию медиаторы могли назначить плату за кровь в размере от 550 до 800 руб.
486 Позже сословный фактор стал играть меньшую роль.В тех осетинских обществах, у которых к ХIХ в.
сложилась сословная иерархия, также на размер компенсации влияла сословная принадлежность потерпевшего и виновного, но в пореформенное время разрыв в выплате компенсации за алдара или простолюдина значительно уменьшился 487 .
У осетин учитывались и другие факторы, например, личность убитого: если был убит уважаемый достойный человек, то плата назначалась выше, чем за человека порочного, имевшего плохую репутацию 488 .
Установленная медиаторами сумма делилась на две части: денежную и натуральную.
Соотношение частей могло быть разным.
Как свидетельствуют архивные материалы, сумма в размере 350 руб.
могла быть разделена таким образом: 250 руб.
выплачивалась скотом, а 100 серебром.
Интересно замечание Р.М.Магомедова о компенсации в дагестанском адате: она делилась на две части алум и дият.
Первая являлась платой, которая взыскивалась с виновной стороны в пользу родственников убитого, а вторая была вознаграждением, за которое лицо, имеющее право на кровомщение, соглашалось простить убийцу
489 .
В адыгских и осетинских адатах я не встречала свидетельства о таком делении выкупа.
Поскольку размер компенсации мог быть большим, в адыгском и осетинском обществах виновной стороне разрешалось платить поэтапно 490 .
При убийствах так же, как и при ранениях последним этапом процесса примирения являлось примирительное угощение, устраиваемое виновной семьей для потерпевшей.
Как и при ранениях, для обеда готовили 20 кабардинских столиков с блюдами, резали одного барана, но бузу варили уже из двух пудов меда.
Иногда увеличивалось и количество столиков с едой, что зависело от размера определяемой судьями компенсации По адыгским архивным материалам я не смогла определить, где проводилось это угощение.
Однако, как свидетельствует северокавказский материал, обычно его устраивали либо в доме виновного, либо в доме потерпевшего 491 .
Адыги, как и другие народы Северного Кавказа, во время данного застолья дарили потерпевшей семье лошадь 492 .
У осетин процесс примирения включал угощение, устраиваемое виновной стороной (фынга или туджи фынг), на которое приглашались все лучшие представители конфликтующих семей, а также медиаторы.
В своем медиаторском решении судьи определяли размер устраиваемого виновной стороной угощения.
Обычно осетины устраивали кровный стол на 300 рубл.
Иногда его оплата включалась судьями в размер определяемой ими компенсации.
Во время угощения виновная сторона делала какой-либо подарок потерпевшей, например, верховую лошадь со всем снаряжением 493 .
При рассмотрении дел, связанных с убийством, судьи достаточно часто обращались и к другой мере наказания, а именно выселению виновной семьи в другое место проживания.
Если конфликтующие стороны жили по соседству, то судьи могли принять решение о выселении виновного и его семьи в другой квартал того же селения.
Например, кабардинские селения в 1880-1910-е годы были крупными (по 2-3 тыс.чел.), состоявшими из нескольких кварталов.
Как отмечалось выше, практически каждый квартал имел свою мечеть.
Выселение конфликтующей семьи в другой квартал давало возможность участникам конфликта не встречаться, соблюдая этикет кровников.
Если же совершенное убийство привело к тому, что семья потерпевшего испытывала сильную неприязнь и агрессивность по отношению к виновному и его семье, то последняя выселялась, например, за пределы Малой или Большой Кабарды 494 .
Так, в 1859 г.
между кабардинскими узденями Кушховым и Тахтамышевым, жившими в одном селении, произошло столкновение, которое было рассмотрено в медиаторском суде.
Судьи приняли следующее решение: "Главным условием для устранения между двумя сторонами всякого неприязненного столкновения должно быть удаление кого

[Back]