Проверяемый текст
Бабич И.Л. Эволюция правовой культуры адыгов, 1860-1990-е годы. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. – 238 с.
[стр. 119]

но обещают заставить виновного выполнить определение суда».
При этом поручители свои обязанности выполняли не даром, а «под условием вознаграждения со стороны обвиненного»309.
В «демократических» племенах «на братства возлагается приведение приговора в исполнение, и каждое братство должно помогать семьям своих членов (в рамках известной установленной пропорции) в выплате штрафов, будь то убийство (какого бы то ни было характера) или другие созпательпые или невольные преступления.
Часто дается довольно большой срок виновному или его семье для уплаты определенной части присужденного штрафа, но если в случае убийства выплата чрезмерно замедляется или не производится в определенный срок, то виновный предается смерти или какому-нибудь другому суровому воздействию»310.
К примеру, в кабардинском селении Тыжево произошла крупная ссора, в результате которой два родных брата убили троих односельчан.
Дело рассматривалось в медиаторском суде, который определил компенсацию в размере 1300 руб.
Родители виновных братьев дали 200 руб., а остальную сумму в размере в 1100 руб.
родственники разложили между собой.
Затем семья виновных братьев самостоятельно устроила примирительное угощение для семей потерпевших.
Родственникам одной из трех потерпевших семей была подарена лошадь311.

Члены фамилии не только оказывали помощь при выплате компенсации, но и полученную за смерть родственника компенсацию они также делили между собой.
Так, в 1851 г.
был убит уздень Кучмазукин.
Кабардинский временный суд принял решение о выплате компенсации в размере 1500 руб.
трем фамилиям (Кучмазукиным, Бжехоковым и Хатуковым),
поскольку «все эти происходят от одного родоначальника».
В деле указывается, что
«подобные обстоятельства как уплаты за кровь, так равно и получение от кого-либо были уравняемы».
В другом подобном деле также указывалось:
«Между нами Кудабердоковыми с давних времен положено условие: буде кто из фами31* Ковалевский, М.М.
Современный обычай к древний закон.
С.
216-217,380.
310Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XJII-X1X вв.
С.
*183.
3,1 Бабич, И.Л.
Указ.
раб.
С.
102-103.
119
[стр. 48]

76 изнасилованием девушек, конфликтующие стороны обращались за помощью к посредникам, которые примиряли семьи похитителя и похищенной девушки и устраивали брак между ними.
Если же это не удавалось, то судьи могли назначить выплату компенсации за обесчещение девушки в размере 300 рубл.
511 Применяли осетины и более другие формы наказания: если была изнасилована замужняя женщина, насильника с торбой на шее сельчане водили по улицам села 512 .
Медиаторский суд рассматривал случаи ранения или убийства животных как нанесение материального ущерба их хозяевам.
Судьи устанавливали выплату компенсации хозяевам животных в размере от 45 до 75 руб.
Как отмечал Л.Я.Люлье, в первой половине ХIХ в.
"редко кому удавалось в подобном случае уйти от уплаты пени" 513 .
В пореформенное время эта норма адата сохранялась.
Наряду с этим медиаторский суд разбирал дела, связанные с различным бытовыми ситуациями, например, случаи отказа детей содержать своих родителей.
Чаще всего медиаторам удавалось уговорить сыновей помогать своим родителям 514 .
Медиаторский суд разбирал ситуации, связанные с земельными спорами.
Н.Ф.Грабовский описывал бытовавший в 70-е годы ХIХ в.
способ урегулирования таких ситуаций.
На спорную землю приводили посредников, просили их снять одежду с правой половины тела (руки, ноги), взять в правую руку по камню и произнести клятву, что "они укажут известные им границы спорные по совести" и положить на нужное место камни 515 .
Рассматривались медиаторами и умышленные поджоги, которые, как отмечалось выше, в адыгской общине случались редко.
Судьи устанавливали выплату компенсации в размере стоимости сгоревшего и лишали виновного права голоса на общественных сходах 516 .
Отмечу, что в северокавказских обществах принцип посредничества, при котором спор между двумя сторонами урегулировала третья, использовался не только в медиаторском суде, но и в других областях общинной жизни.
Помимо собственно судей были посредники, которые примиряли адыгов и осетин в различных бытовых ситуациях, связанных, например, с похищением девушек.
Обычно родственники похитителя обращались к авторитетным общинникам за помощью в урегулировании ситуации.
Выбранные общинники шли в дом похищенной девушки и уговаривали ее родителей выдать дочь замуж за похитителя.
Мирные соглашения по этому делу возможны были только в тех случаях, когда обе стороны принадлежали к одному и тому же сословию или же похититель был более знатного происхождения 517 .
Если удавалось уговорить девушку и ее родственников на брак, для семьи похитителя и похищенной девушки устраивалась традиционная церемония примирительного угощения.
В адыгский миротворческий процесс включались не только определенные формы возмещения ущерба, устройство церемонии примирительного угощения, но также устанавливались правила дальнейшего поведения участников рассматриваемых конфликтов, о которых я уже писала.
Если кто-либо нарушал эти правила, медиаторы назначали выплату штрафа в размере от 100 до 300 руб.
в пользу общины.
Такие случаи описаны в архивных делах 518 .
П о м о щ ь п р и в ы п л а т е к о м п е н с а ц и и.
При выплате определенных видов компенсации в адыгской общине бытовала родственная помощь.
Некоторые черкесские семейства или целые роды, как отмечал К.Ф.Сталь, были связаны "между собой присягою, тахр-огъ, и в случае совершения преступления лицом одной из фамилий, связанных присягой, все в совокупности складываются для платы за кровь".
При этом, данная присяга обязывала членов фамилий оказывать помощь только при выплате композиции.
В их обязанность не входила помощь потерпевшей семье при совершении мести 519 .
Интересно, что члены фамилии не только оказывали помощь при выплате компенсации, но и полученную за смерть родственника компенсацию они также делили между собой.
Так, в 1851 г.
был убит уздень Кучмазукин.
Кабардинский временный суд принял решение о выплате компенсации в размере 1500 руб.
трем фамилиям ( Кучмазукиным, Бжехоковым и Хатуковым),


[стр.,49]

77 поскольку ‘‘все эти происходят от одного родоначальника‘‘.
В деле указывается, что
‘‘подобные обстоятельства как уплаты за кровь, так равно и получение от кого-либо были уравняемы‘‘ 520 .
В другом подобном деле также указывалось:
‘‘Между нами Кудабердоковыми с давних времен положено условие буде кто из фамилии нашей будет кем из нас убит и за кровь получится плата, то таковые деньги поделить по равной части, или из нас кто кого убьет, тому давать пособие‘‘.
В этой фамилии были случаи получения компенсации, которая также делилась на всех родственников 521 .
Архивные материалы подтверждают существование подобной родственной помощи при выплате компенсации.
В кабардинском селении Тыжево произошла крупная ссора, в результате которой два родных брата убили троих односельчан.
Дело рассматривалось в медиаторском суде, который определил компенсацию в размере 1300 руб.
Родители виновных братьев дали 200 руб., а остальную сумму в размере в 1100 руб.
родственники разложили между собой.
Затем семья виновных братьев самостоятельно устроила примирительное угощение для семей потерпевших.
Родственникам одной из трех потерпевших семей была подарена лошадь
522 .
Вместе с тем во второй половине ХIХ в.
участились случаи, когда адыги отказывали членам своих фамилий в помощи при уплате компенсаций 523 .
Если какой-нибудь человек часто вводил свою фамилию в расходы по уплате композиции, то она могла отказаться помогать ему в очередной раз.
Об этом писал Адыль-Гирей.
Общество имело право изгнать такого человека, и адыг, объявленный изгнанным, не пользовался уже правом защиты от своих бывших товарищей: за его убийство никто не наказывался 524 .
Были и другие причины отказа в помощи.
Так, один натухаец во время свадьбы неумышленно убил одного человека и ранил другого.
Дело рассматривалось в медиаторском суде, который определил компенсацию за причиненные ранение и убийство: за первое 50 коров (или 250 руб.
серебром) и за второе 200 коров (или 1000 руб.
серебром).
У самого виновного таких денег не было, поэтому он обратился за помощью к родственникам, которые, однако, отказали ему.
Причина состояла в том, что этот натухаец в период Кавказской войны переехал жить в Анапу и родственники перестали его считать членом своего рода.
В результате он бежал из родного селения и вынужден скитаться до тех пор, пока ‘‘не будет убит мстителями, или же не найдет средство помириться и заплатить за кровь‘‘ 525 .
С р о к и п р о в е д е н и я м е д и а т о р с к о г о п р о ц е с с а.
Обычно судьям давалось четыре месяца для проведения всех стадий миротворческого процесса.
При разборе убийств сроки, в течение которых медиаторам удавалось урегулировать конфликт, не превышали двухтрех месяцев.
Если рассматривалось дело о причинении ранения, сроки были более продолжительными от шести месяцев и более, вплоть до года.
Как я уже указывала, судьи ждали полного выздоровления раненого 526 .
Тем не менее иногда требовались годы, чтобы примирить стороны.
В одном случае медиаторам удалось примирить стороны только через 3 года, в другом через 9 лет.
Часто в самом медиаторском решении указывалась причина такой задержки.
Например, в одном из дел написано: "Вследствие уклонения медиатора со стороны ответчика дело не было окончено", в другом случае дело не было закрыто "по несогласию медиаторов".
Чаще всего подобные разногласия происходили во время рассмотрения столкновений, при которых были нанесены серьезные телесные повреждения.
И с п о л н и т е л ь н ы е о р г а н ы.
Общинные санкции.
Карательная юрисдикция, как называл общинные санкции М.О.Косвен 527 , претерпела в пореформенное время значительные изменения.
За общиной в достаточной степени сохранялись функции морального воздействия на участников конфликтов как на стадии медиаторского процесса, так и на стадии выполнения его решений.
Иногда один участник конфликта хотел, а другой был против рассмотрения дела в медиаторском суде.
Для того чтобы участники столкновения и их родственники согласились

[Back]