циркуляре председателю существовавшего в первой половине XIX в. в Кабарде так называемого Кабардинского временного суда: «Хотя по древним обычаям кабардинского народа в прежние времена дозволялось родственникам мстить за кровь убитого, но так как со времени присоединения кабардинцев к России кабардинцы за преступления важные, как-то убийство, измена и тому подобное, судятся не по шариату или древним, кабардинским обычаям, а по российским законам, по коему и покушение к убийству подвергать виновного строгому наказанию»'02. Если в Кабардинский временный суд поступали дела, связанные с кровной местью, отт тщательно следил за тем, чтобы стороны не вели себя агрессивно по отношению друг к другу. Суд брал у участников конфликта подписки с обязательством не мстить. За нарушение обязательств российская администрация установила штраф в размере 150 руб.363 Во второй половине XIX начале X X в. российская администрация стремилась контролировать происходившие в селениях конфликты. Как указывалось выше, сельские старшины должны были отправлять в горские суды письменные рапорты о столкновениях в их селениях. В целом горские суды не препятствовали рассмотрению конфликтов в медиаторских судах. Тем по менее, дела, связанные с совершением повторных столкновений, рассматривались в горских судах. Медиаторские суды редко разбирали повторные столкновения. Однако рассмотрение подобных дел горским судами не было успешным. Местное население отказывалось от их услуг. Так, в 1882 г. у жителя западноадыгского селения Хатукай внезапно умерло двое детей. Поскольку насильственных признаков смерти не было, отец обвинил в смерти детей одно сельчанипа, которого все считали, как сказано в архивном деле, «колдуном». М ежду родственниками умерших и колдуном установились враждебные отношения. Родственники неоднотсратно пытались убить колдуна, однако это им не удавалось. Наконец, дело по ра138 м; См.: Бабич, И.Л. Указ. риб. С. 116. 367 Гам же. |
86 было прекращено судебным следователем. При рассмотрении второго случая горский суд назначил виновному выплатить компенсацию 600 . Если в горский суд попадали дела о похищении девушек, то они, как правило, прекращались еще до начала судебного процесса, поскольку окружающим удавалось примирить родственников похитителя и похищенной 601 . Н.М.Рейнке отмечал, что ‘‘обыкновенно увозят женщин насильственно целою шайкою, а потом выставляют свидетелей (конечно, ложных), что увезенная сама была согласна на похищение‘‘ 602 . Тем не менее я обнаружила в архивных материалах несколько подобных судебных дел, поступивших в горские суды. Во всех случаях судьи принимали решение о тюремном заключении виновного сроком на 1-2 года. Столь жестокие приговоры горского суда привели к тому, что в эти суды вообще перестали поступать дела о похищении или изнасиловании адыгских женщин 603 . Одной из основных функций горского суда было ограничение кровной мести в адыгских обществах. Как показывает архивный материал первой половины ХIХ в., российская администрация уже тогда начала борьбу с этим институтом. Так, начальник центра Кавказской линии писал в циркуляре председателю существовавшего в первой половине ХIХ в. в Кабарде так называемого Кабардинского временного суда: "Хотя по древним обычаям кабардинского народа в прежние времена дозволялось родственникам мстить за кровь убитого, но так как со времени присоединения кабардинцев к России кабардинцы за преступления важные, как-то убийство, измена и тому подобное, судятся не по шариату или древним кабардинским обычаям, а по российским законам, по коему и покушение к убийству подвергать виновного строгому наказанию" 604 . Если в Кабардинский временный суд поступали дела, связанные с кровной местью, он тщательно следил за тем, чтобы стороны не вели себя агрессивно по отношению друг к другу. Суд брал у участников конфликта подписки с обязательством не мстить. За нарушение обязательств российская администрация установила штраф в размере 150 руб. 605 Во второй половине ХIХ начале ХХ в. российская администрация стремилась контролировать происходившие в адыгских селениях конфликты. Как указывалось выше, сельские старшины должны были отправлять в горские суды письменные рапорты о столкновениях в их селениях. Как я уже писала, в целом горские суды не препятствовали рассмотрению конфликтов в медиаторских судах. Тем не менее дела, связанные с совершением повторных столкновений, т.е. с кровной местью, рассматривались в горских судах. Как свидетельствует собранный мною архивный материал, медиаторские суды редко разбирали повторные столкновения 606 . Однако рассмотрение подобных дел горским судами не было успешным 607 . Адыги отказывались от их услуг. Я уже упоминала случай, когда в 1882 г. у жителя западноадыгского селения Хатукай внезапно умерло двое детей. Поскольку насильственных признаков смерти не было, отец обвинил в смерти детей односельчанина, которого все считали, как сказано в архивном деле, ‘‘колдуном‘‘. Между родственниками умерших и колдуном установились враждебные отношения. Родственники неоднократно пытались убить колдуна, однако это им не удавалось. Наконец, дело по рапорту сельского старшины попало в горский суд. Однако участники конфликта отказались там его рассматривать и через 15 лет обратились за помощью к медиаторам, которые в течение трех дней примирили стороны и прислали в горский суд примирительный акт. Горский суд признал этот документ 608 . Шариатное судопроизводство в горских судах сводилось к рассмотрению дел, связанных с бракоразводными конфликтами и разделом наследства 609 . Эти дела рассматривали либо члены суда с привлечением кадия, либо кадий единолично 610 . Существовший еще в первой половине ХIХ в. Кабардинский временный суд, как отмечала Л.Г.Свечникова, при рассмотрении дел о наследстве также применял нормы шариата 611 . Горский словесный суд продолжил эту традицию 612 . |