Проверяемый текст
Свечникова, Лариса Геннадьевна; Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX в. (Диссертация 2003)
[стр. 141]

вовали в решении судебных дел, которые делились на две категории: уголовные и гражданские, К уголовным делам, подлежащим рассмотрению всем составом суда, относились: непреднамеренное нанесение ран, увечья и смерть во время споров или драки; нарушение пределов необходимой обороны; кража со взломом или при оружии; похищение, растление или изнасилование женщин, а также дела по предупреждению и прекращению (на основании местных обычаев) вражды п кровной мести.
Выступление против существующего режима, оскорбление чиновников администрации, нарушение порядка и спокойствия в общественных местах, самоуправство и покушение на князей, побеги из ссылки, нарушение паспортного режима, правил ношения оружия должны были рассматриваться судом в составе только одного председателя369, но на практике эти дела или передавались в окружной суд, или решались в присутствии всего состава су370 да .
Имели место случаи, когда за выступления против местной власти или за неисполнение распоряжений начальства приговоры в ы н о с и л и с ь внесудебным порядком371.
Виновные в административном порядке водворялись в тюрьмы (арестаптские гауптвахты) без всякого суда и следствия.
«По многим делам уголовною характера, если обвиняемый оказался русским или казаком, он предавался гражданскому суду.
Северокавказец за то же преступление попадал под юрисдикцию исключительно военных судов, был судим военно-окружным судом, где дела в отношении северокавказцсв нередко оканчивались приговором к смертной казни»3'2, писал Р.
Трахо.
Обычным делом на суде было осуждение обвиняемых за кражи, особенно лошадей и быков.
Доказательства и улики подлежали произвольной оценке суда, и поэтому за воровство одинаковых предметов суд выносил разные приговоры.
К примеру, за воровство одной лошади в одном случае под369Терский календарь на 1895 г.
Вып.
4.
Владикавказ, 1894.
* С.
145.
3<9Свечннкова, Л.Г.
Обычаи в правовой системе народов Северного Кавказа.
С.
170.
371 См.: Свечннкова, Л.Г.
Указ.
раб.
С.
171.
■**"Трахо, Р.
Черкесы.
С.
62-66.
141
[стр. 227]

гласным, Л так как судопроизводство велось на русском языке, то все показания переводились специальными переводчиками суда1.
Депутаты вместе с председателем образовывали состав суда, участвовали в решении судебных дел, которые делились на две категории: уголовные и гражданские.
К уголовным делам, подлежащим рассмотрению всем составом суда, относились: непреднамеренное нанесение ран, увечья и смерть во время споров или драки; нарушение пределов необходимой обороны; кража со взломом или при оружии; похищение, растление или изнасилование женщин, а также дела по предупреждению и
прекращение, на основании местных обычаев, вражды и кровной мести.
Выступления против существующего режима, оскорбление чиновников администрации, нарушение порядка и спокойствия в общественных местах, самоуправство и покушение на князей, побеги из ссылки, нарушение паспортного режима, согласно которому местные жители не имели права отлучаться от мест проживания без письменного разрешения административного органа власти, а также правил ношения оружия должны были рассматриваться судом в составе только одного председателя2, но на практике эти дела или передавались в окружной суд, или решались в присутствии всего состава суда2.
Исковые заявления подавались в суд, как и в русских судебных учреждениях, в письменном виде.
Горскому словесному суду не были подведомственны иски, в которых отстаивались интересы «казенных» учреждений или участвовали в качестве истца и ответчика липа, не принадлежавшие к местному населению округа.
Иски, в которых участвовали местные жители, рассматривались в том суде, где проживал ответчик.
Например, в 1898 году начальником Терской области было отменено решение Нальчикского суда, гак как ответчик, ук

[Back]