Проверяемый текст
Свечникова, Лариса Геннадьевна; Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX в. (Диссертация 2003)
[стр. 142]

судимого осудили на три месяца тюрьмы, а в другом —на шесть месяцев373.
В некоторых случаях осужденные отбывали двойное наказание.
Так, в 1890 году житель Урусбиевского общества Таукезов был наказан судом за «укрывательство» трех лошадей с целью присвоения двумя месяцами тюрьмы и денежным штрафом в размере 145 рублей374.
Зачастую окружной суд при рассмотрении уголовных дел руководствовался как нормами адата, так и русским законодательством: определив по своему внутреннему убеждению степень вины преступника, суд подвергал его уголовному наказанию по царскому закону.
Так, например, в 1893 году жителя селения Мисостово Эльмурзу Ашибекова окружной суд признал виновным в'краже быка у Исмаила Губашиева в соответствии с положениями обычного права.
Наказание же за это преступление вынесли на основании ст.
160 Устава о наказаниях, налагаемых
миро375 вым судом .
Судебному преследованию подлежало и нарушение паспортного устава, согласно которому местные жители не имели права отлучаться от мест проживания без письменного разрешения административного органа власти.
Исковые заявления подавались в окружной суд, как и в русских судебных учреждениях, в письменном виде.
Окружному суду не были подведомственны иски, в которых отстаивались интересы «казенных» учреждений или участвовали в качестве истца и ответчика лица, не принадлежавшие к местному населению округа.
Иски, в которых участвовали местные жители, рассматривались в том суде, где проживал ответчик.
Например, в 1898 году
на■N чальником Терской области было отменено решение Нальчикского суда, так как ответчик, укравший шесть быков, проживал в селении КумскоАбазинский Кубанской области376.
Истцам и ответчикам разрешалось подавать жалобы с апелляциями на имя начальника Терской области, который рассматривал их в порядке надзо373 См.: Бабич, И.Л.
Указ.
раб.
С.
100-101 374Там же.
375См.: Свечникова, Л.Г.
Указ.
раб.
С.
172 376См.: Бабич, И.Л Указ.
раб.
С.
102.
142
[стр. 227]

гласным, Л так как судопроизводство велось на русском языке, то все показания переводились специальными переводчиками суда1.
Депутаты вместе с председателем образовывали состав суда, участвовали в решении судебных дел, которые делились на две категории: уголовные и гражданские.
К уголовным делам, подлежащим рассмотрению всем составом суда, относились: непреднамеренное нанесение ран, увечья и смерть во время споров или драки; нарушение пределов необходимой обороны; кража со взломом или при оружии; похищение, растление или изнасилование женщин, а также дела по предупреждению и прекращение, на основании местных обычаев, вражды и кровной мести.
Выступления против существующего режима, оскорбление чиновников администрации, нарушение порядка и спокойствия в общественных местах, самоуправство и покушение на князей, побеги из ссылки, нарушение паспортного режима, согласно которому местные жители не имели права отлучаться от мест проживания без письменного разрешения административного органа власти, а также правил ношения оружия должны были рассматриваться судом в составе только одного председателя2, но на практике эти дела или передавались в окружной суд, или решались в присутствии всего состава суда2.
Исковые заявления подавались в суд, как и в русских судебных учреждениях, в письменном виде.
Горскому словесному суду не были подведомственны иски, в которых отстаивались интересы «казенных» учреждений или участвовали в качестве истца и ответчика липа, не принадлежавшие к местному населению округа.
Иски, в которых участвовали местные жители, рассматривались в том суде, где проживал ответчик.
Например, в 1898 году
начальником Терской области было отменено решение Нальчикского суда, гак как ответчик, ук

[стр.,230]

ные правила» были составлены таким образом, что они позволяли руководствоваться соответствующими статьями из русского судебного права, когда по тем или иным причинам народные обычаи не вносили ясность по вопросам определения характера дела и меры наказания.
Поэтому достаточно часто суд руководствовался как нормами адата, так и русским законодательством.
Так, к примеру, в 1893 голу жителя селения М исостово Эльмурзу Ашибекова горский словесный суд признал виновным в краже быка у Исмаила Губаишева в соответствии с положениями обычного права.
Наказание же за это преступление вынесли на основании ст.
160 Устава о наказаниях, налагаемых
мировым судом 1.
В этот же период были созданы и сельские суды, принципы судопроизводства в которых, а также их функции и полномочия были определены в «П оложениях о сельских (аульных) обществах и их общественном управлении в горском населении Терской и Кубанской областей»2, утнержденное.окончательно после многочисленных дополнений в 1870 году.
В состав суда избирались старики, которые безупречно знали обычаи и традиции народа и славились своей честностью среди односельчан.
Выборы сельских судей проходили путем голосования представителей от всех дом охозяев аула иод руководством старшины аула.
Получивший наибольшее число голосов становился членом сельского суда.
Если кандидаты в судьи набирали одинаковое количество голосов, то предпочтение отдавалось тому кандидату, за которого был подай голос старшины.
Количество членов аульного суда но должно было быть «менее трех человек, но сход но своему усмотрению мог избирать и больше»3.
Кроме членов суда на аульном сходе избирали ещ е одного кандидата, который в случае отсутствия или болезни одного из членов суда мог занимать его место, В состав сельского суда входил и сельский эфенди.
Значительный интерес представляет статус членов суда.
Особенностью было то, что в сельском суде не было председателя суда.
Все члены суда обла

[Back]