Проверяемый текст
Свечникова, Лариса Геннадьевна; Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX в. (Диссертация 2003)
[стр. 153]

ные поступки; за порчу воды в реках, канавах и колодцах, за продажу населению испорченных продуктов, за неподачу помощи при наводнении, пожа.
ре и тому подобных происшествиях, за обиду словом или в мечети или общенародно, за удар другого рукою, ногою или иным подобным предметом без причинения увечья, за злоумышленную запашку
или потраву чужого поля, за порчу забора, за обмер и обвал, за необъявление забитого скота, за необъявленно об имуществе заведомо краденом, за необъявление находки чужой вещи, денег, за злоумышленную растрату работником хозяйственного имущества, за воровство, кражу, воровство-мошенничество, когда убыток краденного не превышает тридцать рублей и когда воровство сделано в первый раз405.
По всем этим посту пкам определялись три меры наказания; 1) обществен^ ые работы сроком на 6 дней; 2) арест сроком на 7 дней с заключением в комнату при дворе старейшины; .
3) штраф 10 рублей406.
Сельскому суду предоставлялось право выбирать любой из трех указанных видов наказания для виновного.
Однако лица из бывших привилегированных сословий не могли подвергаться принудительным общественным работам.
Все денежные штрафы, которые поступали от ответчиков,
шли в обще.
ственную казну аула, в котором был совершен поступок.

Судебные споры в аульных судах производились словесно, но по желанию стороны получали в письменном виде решение суда, если за него они уплачивали 40 коп.
в сельскую общественную казну.
Все.судебные дела, которые должны были разбираться в сельском суде, делились на две
группы.
Одна группа должна была разбираться по нормам обычного права, а другая по законам шариата.
Категории этих дел были такие же, как и для горских словесных судов.

153 405 Свс«шикооа, Л.Г.
Указ.
раб.
С.
174.
406Там же.
[стр. 232]

лись в горском суде.
Это делалось потому, что с такими спорами были связан* определенные трудности.
Во-первых, суд должен был проходить в ауле ответ чика; но-пторых, в этот аул должны были приезжать члены суда того аула, гд< был совершен проступок, на что судьи не всегда соглашались.
В-третьих, при бывшие л чужой аул судьи, боясь крояомщеиия со стороны родственников под судимого, не всегда выносили справедливое постановление.
Устанавливалось что «аульный суд разбирает и приговаривает к наказанию жителей, прииадле жащих к округу за следующие маловажные поступки: за порчу воды в реках канавах и колодцах, за продажу населению испорченных продуктов, за непода чу помощи при наводнении, пожаре и тому подобных происшествиях, за обид: словом или в мечети или общенародно, за удар другого рукою, ногою или ины» подобным предметом без причинения увечья, за злоумышленную запашку' шп потраву чужого поля, за порчу забора, за обмер и обвал, за необъявленпе заби того скота, за необьявление об имуществе заведомо краденом, за необъявленинаходки чужой вещи, денег, за злоумышленную растрату' работником хозяйст венного имущества, за воровство, кражу, воровство-мошенничество, когд; убыток краденного не превышает тридцать рублей и когда воровство сделано ] первый раз1.
По всем этим поступкам определялись следующие меры наказа ния: общественные работы сроком на 6 дней; арест сроком на 7 дней с заклю чением в комнату при дворе старейшины; штраф 10 рублей2.
Сельскому суд; предоставлялось право выбирать любой из трех указанных видом наказания дл: совершившего проступок.
Все денежные штрафы, которые поступали от ответ
чяков, шли в общественную казну аула, в котором был совершен поступок.
Все судебные дела, которые должны были разбираться в сельском суде делились на две
фуппы.
Одна группа должна была разбираться но яорма& обычного права, а другая по законам шариата.
Категории этих дел были таки же, как и для горских словесных судов.

[Back]