Проверяемый текст
Свечникова, Лариса Геннадьевна; Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX в. (Диссертация 2003)
[стр. 155]

подтверждающий данное разрешение.
И лишь после этого они могли обращаться к медиаторам.
Однако деятельность мсдиаторских судов была ограничена Российской администрацией рассмотрением только первичных (исходных) конфликтов.
Из компетенции медиаторских судов были изъяты дела, связанные с кровной местью, и переданы на рассмотрение в горские словесные суды.
На практике мсдиаторские суды действительно редко разбирали повторные столкновения.
Вместе с тем российская администрация попыталась запретить ряд архаичных уголовных адатов, прямо противоречивших российскому законодательству.
Вне закона было объявлено кровоотмщение, разрешенное по дореформенному адату по отношению к кровникам.
При разбирательстве дел медиаторский суд, как и сельские суды, руководствовался нормами обычного права.
Но если к суду обращались спорящие, которые имели желание судиться по шариату, то члены суда руководствовались мусульманским законодательством.

В таких случаях стороны старались выбирать .медиаторами духовных лиц, которые хорошо знали нормы шариата.
Согласно обычному
праву решение медиаторского суда считалось окончательным и не подлежало вторичному разбирательству.
Оно составлялось в письменном виде и передавалось сельским старшинам для исполнения.
Копии решения суда также передавались истцу и ответчику.
Большое место в судопроизводстве перечисленных судебных органов занимали присяга и показания свидетелей.
При судебных процессах члены суда легко решали споры, если преступление являлось очевидным фактом, не требовавшим дополнительного доказательства.
Когда же человек, привлеченный к
ответу, упорно отрицал свою вину, суд непременно выносил решение о том, чтобы он в таких случаях оправдал себя присягой.
Применялась также очистительная присяга третьих лиц, которые являлись как бы свидетелями доброй славы стороны409, что, конечно, являлось одним из рудиментов
155 409 Магометов.
Л.Х.
Указ.
раб.
С.
242.
[стр. 233]

В тех случаях, когда сельский суд рассматривал дела, подлежащие разбору по нормам обычного права, сельский эфенди, хотя он и являлся членом сельского суда, «не имел права вмешиваться в судебные разбирательства»1.
С удебный процесс производили члены суда и решение по данному' делу принимали они же.
При разборе дел по нормам обычного права эфенди принимал участие только тогда, когда спорящие должны были давать оправдательную клятву.
Судебные споры в аульных судах производились устно, но по желанию стороны получали в письменном виде решение суда, если за него они уплачивали 40 коп.
п сельскую общественную казну1.
Как уж е указывалось, наряду' с аульными судами в рассматриваемый период был распространен обычай отдавать свои спорные судебные дела ка р ешение третейского (медиаторского) суда, который, в отличие от постоянно д ей ствующих аульных судов, не был постоянным.
Он создавался по каждому конкретному' спору при наличии на это согласия спорящих сторон.
Членами этого суда избирались наиболее уважаемые старейшины, хорошо знавшие обычное право народа и зарекомендовавшие себя своей честностью, справедливостью и неподкупностью.
Число посредников варьировалось в зависимости от сложности дела.
Однако общее число судей должно было быть неравным, при этом потерпевшая сторона имела право выбрать на одного посредника больше, чем виновная2.
При разбирательстве дел медиаторский суд, как и сельские суды, руководствовался нормами обычного права.
Но если к суду обращались спорящие, которые имели желание судиться по шариату, то члены суда руководствовались мусульманским законодательством.

13 таких случаях стороны старались выбирать медиаторами духовных лиц, которые хорошо знали нормы шариата.
Согласно обычному
нраву решение медиатореkoit>суда считалось окончательным и не подлежало вторичному' разбирательству.
«Никакие жалобы на

[стр.,234]

решение третейского суда нигде не принимаются"1, говори тся в материалах об устройстве аульных правлений.
Решение медиаторского суда составлялось в письменном виде и передавалось сельским старшинам для исполнения.
Копии решения суда также передавались истцу и ответчику.
Большое место в судопроизводстве перечисленных судебных органов занимали присяга и показания свидетелей.
При судебных процессах члены суда легко решали споры, если преступление являлось очевидным фактом, не требовавшим дополнительного доказательства.
Когда же человек, привлеченный к
суду, упорно отрицал свою вину, суд непременно выносил решение о том., чтобы он в таких случаях оправдал себя присягой.
Применялась также очистительная присяга третьих лиц, которые являлись как бы свидетелями доброй славы стороны', что, конечно, являлось одним из рудиментов
обычного права.
Так, например, согласно адату, если предстояло рассмотреть дело о краже, обвиняемый должен был представить пять присяжных, которые присягали в том, что подсудимый не совершал этот проступок.
Если хоть один из них отказывался присягнуть в пользу подсудимого, то это считалось достаточным основанием для его осуждения.
Присяга, данная присяжным свидетелем в пользу подсудимого, считалась и окончательным актом для его оправдания.
Отдельно в судебном реформировании Северного Кавказа стоит Осетия.
Реформирование судебной системы Осетии произошедшее в первой половине века, вначале ничем не отличалось от реформирования других областей Кавказа.
На территории Владикавказского округа был введен так называемый осетинский народный суд, состоящий из 12 человек и осуществлявший спою судебную деятельность на основе норм обычного права (правила судопроизводства были зафиксированы в «Общественном приговоре», санкционированном генерал-лейтенантом Евдокимовым)3.
1ЦГЛ КБР.
Ф.2.
On.
I.
Д.888.
Л.З; Котов Ю .М.
Обычное право и суд в Кабарде.
С.67 2М агометов А.Х.
Культура и бы т осетинского народа.
С.242 }М ансуров Н.С.
Обьржый суд у осстин.//Псриодическа.ч печать об О сетии и осетинах.
Кн.
I .
Цхиниал.
1987.
С.
133; Сабнч И.Л.
Правовой монизм в Северной Осетии: история и содрсмспность.ЛИослсдования по прикладной и неотложной этнологии.
М.: И ЗА РАН.
2000.
С.З

[Back]