Проверяемый текст
Александр Ладыженский, Адаты горцев Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, Издательство СКНЦ ВШ 2003
[стр. 23]

гомета о единстве Божьем.
Эти заповеди обязывается знать каждый мусульманин и научать детей своих с 7-летнего возраста.
Вот все, в чем заключается сила духовного учения кавказских горцев, не исключая их безграмотных владетелей»50.
Борьба между адатом и шариатом была своего рода борьбой между «мечей» или «двух светил».
В конце концов, по шариату стали разбираться только немногие дела, чисто семейного характера, которые касались взаимоотношений супругов, родителей и детей, а также религиозные дела51.

Царская администрация также предпринимала меры к ограничению действия шариата на Кавказе32 с тем, чтобы укрепить здесь свои позиции.
В частности, решено было применять шариат только в случаях разрешения духовных вопросов53.
Порядок применения шариата был определен в 1870 г.
«Временными правилами для Горских словесных судов».
Так, «дела о заключении и расторжении брака, о личных и имущественных правах, из брака вытекающих, о законности рождения и дела о наследстве» рассматривались по мусульманскому праву54.
Шариат предусматривал, что при заключении брака необходимо согласие конкретных лиц, определял выкуп, а также требовал соблюдения законных формальностей55.
Ограниченные в большей или меньшей степени действием на Кавказе мусульманского нрава, адаты кавказских горцев стали подчиняться также влиянию русских законов с тех пор как образовалось местное Горское управление, учрежденное на Кавказе русским правительством, 11оследнее, боясь усилить недовольство горцев, относилось к адатам довольно терпимо.
Оно решительно боролось против влияния Турции через мулл, а потому
отрицаw Леонтович Ф.И.
Адаты кавказских горцев.
Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа.
Выпуск I.
С.
180.
51 См.: Ладыженский А.М.
Адаты горцев Северного Кавказа.
С, 45.
52См.: Акты Кавказской археографической комиссии.
Т.
12.
Тифлис, 1904.
С.
1287; Бержс, А.П.
Чечня н чеченцы I А.П.
Берже И Кавказский календарь на 1860 г.
Тифлис, 1859.
С.
105.
53 См.: Эсадзе, С.
Историческая записка об управлении Кавказским краем.
Т.
I.
/ С.
Этадзе.
Тифлис, 1907.
С.
175.
54 См.: Временные правила для горских словесных сулои Кубанской и Терской областей., составленные на основании Высочайшего указа 30 декабря 1869 годи о преобразовании судебной части // Кубанская справочная книжка.
Нкатерннодар, 1891.
Отд.
2.
С.
232.
55 См.: Шарль, Р.
Мусульманское право /1*.
Шарль.
М ..
1959.
с:.
50.
23
[стр. 17]

штрафах в обществах чеченских и кумыкских племен" и "Сведения о калыме и штрафах по адатам черкесов Черноморской кордонной линии", "Описание вредных обычаев, существовавших в туземных племенах военно-осетинского округа до настоящего времени" (1859), "Сборник обычаев (адатов), существовавших у туземцев Осетинского округа" (1865), «Сборник адатов жителей Нагорного округа(1864), "Краткое описание обычаев, существующих между туземцами Ингушского округа" (1864), "Сборник адатов жителей Кумыкского округа" (1865).
Из перечисленных сборников наибольший интерес имеет "Описание вредных обычаев", так как оно составлено на основании постановления народного собрания, решившего отменить вредные обычаи.
Кроме этих сборников, использованных отчасти и опубликованных Ф.И.
Леонтовичем, имеются еще рукописные сборники.
Из рукописных работа о кавказских горцах имеются еще работы Буткова "Опыт истории о черкесах и, в особенности о кабардинцах".
"Опыт замечания о закубанцах", "Дагестан", "Записки о грузинах, хевсурах и других закавказских народах".
Эти рукописи были отчасти использованы И.Дубровиным в его "Очерке Кавказа и народов его населяющих".
В работе использованы материалы, хранящиеся в Военно-учебном архиве Главного штаба: Записки "Горские земли", "Из записки иностранной коллегии", "Известие об осетинах", "Известия из Измаил-бея о черкесах"," писание абазинцев", "Описание горских народов, черкесов закубанских", "Племя убы-хов".
В архиве бывшего Министерства иностранных дел хранится записка князя Давыдова об Осетии.
Всеми указанными записками до сих пор пользовались только И.Дубровин и Ф.И.
Леонтович.
45 Кроме собирания сведений на местах и изучения имеющихся сборников адатов и работ о быте кавказских горцев, необходимо изучить шариат, чтобы установить влияние ислама на горцев.
Как известно, под шариатом разумеется мусульманское право, основанное на главнейших положениях ислама и изложенное в священных книгах и в трудах магометанских юристов.
В Коране имеется собственно законодательная часть Сунна или Гадис, представляющая из себя собрание разного рода старинных мусульманских обычаев.
Кроме того, большое значение имеет также Иджмах (Миджу или Джаминат) толкование первых учеников пророка и Алькиас, т.е толкование законов имамами законоучителями ислама.
Как известно, существуют две основные секты мусульман шииты и сунниты.
Все кавказские горцы, за исключением нескольких общин Дагестана, были сунниты.
Горские, дореволюционные суды Дагестана и бывшей Терской области усвоили так называемый новоавийский сборник шариата Ильми Фикх с толкованиями Джемаль-Эдина.
В Кубанской области между местными горцами был в употреблении другой сборник шариата, называемый "Дмат".
В различных частях Кавказа влияние шариата не одинаково.
Как мы уже указывали выше, в Дагестане оно началось значительно раньше, чем в Западном Кавказе, куда оно попало из Крыма.
В Кубанской области шариат был введен взамен адата только в 1870-х гг.
и после победы русского правительства над горцами его отменили.
У Дагестанских горцев адат уже в 1830-х гг.
стал подчиняться влиянию шариата.
Правда, имамы и шейхи всячески стали стремиться совершенно заменить адат шариатом.
В течение 27 лет Шамиль решительно боролся против адата и даже ввел смертную казнь тем, кто не подчинялся шариату.
Тем не менее их желания не осуществились.
Существует предание, будто сборники старинных адатов (Умма-хана, Рустем-хана) горцы прятали в дуплах старых деревьев и только после того, как пала власть Шамиля, они вновь начали открыто применять адаты.
Народ очень охотно и сразу отказался от шариата.
Макаров объясняет непопулярность шариата тем, что в нем установили очень строгие наказания за правонарушения, к которым население относилось довольно снисходительно.
Чрезмерная строгость наказаний по шариату, часто противоречившая народным нравам, приводила к тому, что эти 46 наказания не налагались на осужденных, так как не было той силы, которая могла бы их применить.
Второй причиной сохранения адатов являлось то, что для высших горских сословий и, в частности, для правителей обычное право было гораздо выгоднее, чем шариат.
Суд по адату служил немаловажным источником дохода, и, кроме того, открывал возможность влиять на народ путем установления новых адатов.
Среди горцев, как в феодальной Европе, велась борьба между светской и духовной властью.
Власть духовная опиралась на шариат, а власть светская на адат.
Значение адата поддерживалось также и тем, что шариатские книги были написаны по-арабски, т.е.
на языке, недоступном громадной массе горцев.
Борьба между адатом и шариатом была своего рода борьбой между "мечей" или "двух светил".
В конце концов по шариату стали разбираться только немногие дела, чисто семейного характера, которые касались взаимоотношений супругов, родителей и детей, а также религиозные дела.

При изучении юридических обыкновений кавказских горцев нельзя не остановиться также на влиянии на него русского законодательства.
Правда царское правительство, боясь усилить недовольство горцев, относилось к адатам довольно терпимо.
Оно решительно боролось против влияния Турции через мулл, а потому
отрицательно относилось к шариату.
Для русского империализма дробный местный адат был гораздо приятнее, чем мусульманский шариат.
В виду этого, еще в 1840-х гг.
Горское управление решительно высказалось за сохранение "обычных между горцами порядков".
Адат являлся меньшей

[Back]