дов» и подчинены русским (военным) законам важнейшие уголовные преступления: «убийство, измена, возмущение в народе, побег за пределы линии со злым намерением, подвод хищников к злодействам и сношения с ними, набеги в границы Линии, нападения и хищничество в оной, наконец, обнажение оружия в ссорах с причинением ран». Остальные дела «гражданские и маловажные проступки (воровство кража скота и прочего на сумму не свыше 200 рублей, обманы или живые поступки со вредом другому, захваты чужого с насилием, ссоры и драки без обнажения оружия, оскорбление владельцам, узденям от подвластных или холопей, превышающее меру домашнего исправления) предоставлено горским судам разбирать и решать по их древним обычаям и обрядам, приспособляя оные, настолько важность случаев дозволит, к правам российским»62. В Дагестане же и других частях Кавказа русское правительство долгое время сохранило суд по адатам. Так, в 1789 г. генерал Головин писал начальнику Самурского округа, чтобы он при решении дел «преимущественно придерживался народных обычаев». Когда в 1840 г. была сделана попытка подчинить русским законам население Кайтаха, Табасарани и магала Улусского, то началось восстание дагестанских горцев. В 1848 г. прежнее родовое управление по народным обычаям восстановили. В 1860 г. в эпоху так называемых Великих реформ правительство решило «дать народу такой суд, который, будучи сообразен с его понятиями и обычаями, давал бы возможность постепенно, без неудобств для народа, перейти со временем к решению всех дел на основании общих законов империи»63. Русским законам были подчинены политические и наиболее крупные уголовные дела. Роль адата сохранилась и после проведения на Кавказе судебной реформы. Но постепенно по мере развития капиталистических отношений значение русского права становилось все большим и большим. В конце концов, влияние его стало огром26 62См.: Леонтович, Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Выпуск I. С. 40. 63См.: Леонтович, Ф.И. Указ. раб. С. 40. |
помехой для насильственной руссификации, чем шариат. Однако, при всей терпимости к адатам русское правительство не могло не бороться против ряда вредных обычаев. Поэтому, еще при открытии генералом Гудовичем в 1793 г. "родовых судов" в Кабарде были изъяты из рассмотрения по адату дела об убийстве, государственной измене, разбое, воровстве и др., которые должны были рассматриваться по русским законам. Но горцы воспротивились введению этого порядка. Как указывал Н.Ф.Грабовский, в 1794 г. горцы открыто отказались повиноваться "родовым судом", считая их учреждениями, противными духу мусульманского закона и народным обычаям(15). 47 С начала XIX в. и, особенно после назначения главнокомандующим Ермолова, действие русских законов между кавказскими горцами стало усиливаться. В наставлении Временному кабардинскому суду были изъяты из подсудности, на основании "древних обрядов", и подчинены русским военным законам все крупные уголовные преступления. Гражданские же дела и маловажные проступки горцев предписывалось "разбирать и решать по их древним обычаям и обрядам, приспособляя оные, поскольку важность случаев дозволит, к правам российским". В Дагестане же и других частях Кавказа русское правительство долгое время сохранило суд по адатам. Так, в 1789 г. генерал Головин писал начальнику Самурского округа, чтобы он при решении дел "преимущественно придерживался народных обычаев". Когда в 1840г. была сделана попытка подчинить русским законам население Улусского Магола Кайтога и Табасарани, то началось восстание дагестанских горцев. В 1848г. прежнее родовое управление по народным обычаям восстановили. В 1860г. в эпоху так называемых Великих реформ правительство решило "дать народу такой суд, который будучи сообразен с его понятиями и обычаями, давал бы возможность постепенно, без неудобств для народа, перейти со временем к решению всех дел на основании общих законов империи". Русским законам были подчинены политические и наиболее крупные уголовные дела. Роль адата сохранилась и после проведения на Кавказе судебной реформы. Но постепенно по мере развития капиталистических отношений значение русского права становилось все большим и большим. В конце концов влияние его стало огромно, и при изучении права горцев его нельзя не учитывать. Данное исследование является плодом долголетнего изучения адатов кавказских горцев. Особенно много времени нам удалось посвятить наблюдениям юридических обычаев в Осетии, Кабарде, Адыгее, Аджарии и Абхазии. В работе использован архив Г.Шервашидзе, находящийся в СевереКавказском Горском Научно-исследовательском институте. В ходе исследования я провел экспедиции в течении пяти лет в ряде регионов Северного Кавказа. В работе будут пересмотрены следующие положения: 1. В противоположность прежней так называемой "музейной" точки зрения на адаты горцев Северного Кавказа, точки зрения согласно 48 которой все обычаи объясняются исключительно как пережитки далекого прошлого и выясняются остатки матриархата, патриархального родового строя, влияния римские, византийские, татарские и закавказские, я считаю, что очень многое на Кавказе возникало самостоятельно в виду жизненных потребностей и что даже те адаты, которые являлись пережитками прошлого, видоизменялись под влиянием новых условий жизни. 2. Классификация адатов исключительно по национальному признаку совершенно недостаточна. У разных классов и сословий одного и того же народа имеются различные обычаи, а у одинаковых сословий разных народов адаты часто очень сходны друг с другом. Так, например, в Дагестане имеются так называемые "бийские" адаты. У кабардинцев уорк-хабзэ, т.е. дворянские обычаи, очень отличные от обычаев крепостных крестьян. Арьдау осетинских феодалов в значительной степени находятся под влиянием кабардинских уоркских адатов. Между тем до сих пор на это обстоятельство почти не указывалось. 3. Мне удалось выяснить, что между неправовым обычаем и юридической нормой, санкционированной государственной властью, имеются промежуточные формы, что право, как классы и государственная власть, возникают не сразу, а в течение длительного периода времени и потому между неправовыми обычаями и обычным правом имеются переходные формы. Возникновение правовых норм я связываю с видоизменением норм между и внутри-родовых в юридические. На почве борьбы за пастбища, водопои и другие средства производства и одни роды богатели, а другие беднели и одни роды стали эксплуатировать труд других. Они брали дань за прогон, или за вывоз скота, облагали непосильными выкупами за установление мира, прекращение кровничества и таким образом междуклассовая борьбы до некоторой степени возникла из междуродовой борьбы. Переходя к изучению видов адатов, я подчеркиваю, что кровная месть вытекала из указанной междуродовой борьбы и имела целью не столько получения эквивалента, сколько междуродовой террор. К этому выводу я пришел на основании кровной мести за обиды, не причиняющие никакого материального вреда. Например, плюнуть на цепь от родового котла, зарезать собаку на могиле предка чужого |