Проверяемый текст
Александр Ладыженский, Адаты горцев Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, Издательство СКНЦ ВШ 2003
[стр. 27]

но, и при изучении обычного права местного населения его нельзя не учитывать.
Итак, до введения русских законов источниками норм внешнего поведения (права) у народов Северного Кавказа были адат или обычай, маслагат или соглашение, а также прецедент и шариат —магометанский религиозный закон.
Несмотря на решительные стремления
горских лидеров, как например, шейха Мансура.
Шамиля и Кази Магомета, заменить адат шариатом при рассмотрении уголовных дел им не удалось.
Народ предпочел более мягкие обычно-правовые нормы.
В конце концов, установилось, что по шариату разбирались только споры между супругами, родителями и детьми, завещания и религиозные ссоры.

Так, Б.
Ториау в своей работе «Мусульманское право» писал: «Право наследства составляет в мусульманском законоведении особенно важный отдел.
Законоведы обработали право это в такой подробности, что некоторые из них считают учение о правах наследства особою наукою Ильм-уль-Фероиз».
При этом он ссылается на Хемил Ибне Исхака (перевод Перрона.
Т.
6.
С.
332.) Пророк сказал: «Изучайте раздел наследства, в этом заключается половина знания
права»64.
Даже кочующие трухмены, не знающие еще индивидуальной собственности, при разрешении своих
наслед65 ственных споров руководствуются шариатом .
По русским законам судились измена, восстание, неподчинение распоряжениям властей, разбой и кража государственного имущества.
По адату рассматривались убийства и кровная месть, ранения, похищение невест, воровство, грабеж, поджоги, порча вещей и имущественные споры.

Так, согласно примеч.
к статье 1256 Устава Уголовного судопроизводства «ведению горских словесных судов Терской области подлежат дела между горцами 1) о нанесении ран, увечья и смерти в ссоре или драке, начавшихся без всякого намерения совершить убийство или причинить увечье и рану; 2) о нарушении пределов необходимой личной обороны; 3) о краже со взломом и краже
27 64Торнау, Б.
Мусульманское право / Б.
Торнау.
СПб, 1866.
С.
15.
65См.: ФарфоровскиК, С.В.
Народно-юрндичсскис обычаи туркмен Ставропольской губернии / C.B.
ФарфоровскиП// Труды СтавропольекоП УченоП АрхивноП Комиссии.
Ставрополь, 1910.
Вып.
2.
[стр. 21]

гостеприимство, почитание стариков, система выкупов (композиций) и т.д., все эти обычаи свойственны всем скотоводам-горцам Северного Кавказа.
В тех местах, где начало развиваться земледелие, наряду с медиаторскими, междуродовыми судами появились суды территориальные.
У народов, которые вели большую торговлю, или у которых значительно развились ремесла, как например, у приморских адыгов и дагестанцев развилась частная собственность и понятие личной ответственности.
Но основные юридические воззрения у всех горцев оставались более или менее одинаковыми.
Условия производства, хозяйственные отношения менялись у них крайне медленно, а правовая надстройка, как известно, меняется еще медленнее, чем условия производства.
Общность религиозных воззрений (ислам) у многих из них содействовала общности основных правовых идей горцев Северного Кавказа.
Шариат оказал огромное влияние на семейное и наследственное право горцев.
До введения русских законов источниками норм внешнего поведения (права) у
горцев были адат, или обычай, маслагат или соглашение, а также прецедент и шариат, магометанский религиозный закон.
Несмотря на решительные стремления
фанатиков исламизма, как например, шейха Мансура, Шамиля и Кази Магомета, заменить адат шариатом при рассмотрении уголовных дел им не удалось.
Народ предпочел более мягкие обычно-правовые нормы.
В конце концов установилось, что по шариату разбирались только споры между супругами, родителями и детьми, завещания и религиозные ссоры(5).

По русским законам судились измена, восстание, неподчинение распоряжениям властей, разбой и кража государственного имущества.
По адату рассматривались убийства и кровная месть, ранения, похищение невест, воровство, грабеж, поджоги, порча вещей и имущественные споры(6).

После Октябрьской революции все дела стали подлежать рассмотрению по советским законам, народными и областным судами.
Исключение было сделано только для разрешения споров по семейно-имущественному разделу и трудовому землепользованию.
Согласно Земельного кодекса споры эти решались по обычному праву.
Но и в остальных областях адат продолжает играть роль, хотя и не официальную.
Порой он влиял на решения народных судов, так как 55 заседатели-горцы были до некоторой степени пропитаны старыми правовыми началами.
Всякий советский работник в национальных республиках и в автономных областях должен знать местные туземные обычаи вообще и юридические, в частности.
Бороться против вредных устаревших обыкновений можно только хорошо изучив их.
Не все национальные юридические обычаи вредны.
Среди них встречаются и такие, которым не только не надо противодействовать, но которые надо даже поощрять, а некоторые можно использовать, придав им новый смысл.
Например, ЦИК КабардиноБалкарской автономной республики использовал обычай отчислять известную часть дохода в пользу мечети на общественные нужды, так называемый закят, для организации Комитетов Общественной взаимопомощи (КОВов).
Он первоначально поставил во главе КОВ"ов мулл, сделав КОВ чем то вроде управлений вакуфами, а затем когда кабардинцы привыкли вносить отчисления в КОВы, преобразовал их управление в советское).
В настоящее время адатные суды отменены.
Тем не менее процессуальные нормы играют до сих пор роль, влияя на разбор дела в советских народных судах.
Адатские суды разрешали споры только по заявлениям истцов, или по жалобам потерпевших с точным указанием на ответчика, или обвиняемого.
Никакого возбуждения дел со стороны адатских судов не имелось, никакого представительного судебного следствия не производилось.
Заявления от лиц пострадавших, не принадлежащих у обиженному роду не принимались.
Только если вследствие преступления пострадало имущество всего общества (дороги, мосты, пашни), дело разбиралось по заявлению любого из полноправных жителей аулов.
Никакое представительство чужих интересов не допускалось.
Поверенных перед адатскими судами не было.
Только муж мог выступать вместо жены и отец, или опекун вместо малолетнего.
За несвободных (крепостных и рабов) выступали их хозяева.
Судили выборные (от влиятельных родов) старейшины.
Судоговорение было устное, производилось на улице, или на площади.
Решение выносилось по большинству голосов.
Если спор касался каких-либо очень важных вопросов, или если спорящие оставались недовольны решением местного суда, они апеллировали к суду какого-либо из уважаемых соседних аулов.
56 Эти суды, так называемые адатские, возникли из третейских судов, которые существовали до установления владычества русских.
Согласно правилам третейских судов, если обиженный или обидчик желали решить свой спор по обычаю, дело начиналось с того, что обе стороны созывали своих родственников и садились вместе с ними под открытым небом на таком расстоянии друг от друга, чтобы то, что делалось на одной половине, не было слышно на другой.
Затем каждая сторона выбирала из посторонних почетных людей посредников, в количестве от 1 до 5, смотря по важности дела.
Задача данных посредников состояла в том, чтобы вести переговоры между сторонами, передавать предложения истца ответчику и наоборот.
В осетинском обществе они назывались "миновар лагте" ("установитель мира").
Если стороны соглашались разрешить свой спор мирным путем, то выбирались судьи, которые сходились в условленном месте и приступали к разбирательству дела(7).
У чеченцев третейские судьи, "келохой", выбирались не из кандидатов, выставленных сторонами, а из посторонних почетных лиц,

[стр.,50]

123 корпорациями, горские адаты превратились в юридические нормы, защищающие интересы привилегированных классов.
Превращение родовых норм в юридические есть одно из проявлений превращения родового общества в классовое и теснейших образом связано с постепенным образованием органов государственной власти.
В этнографической и историко-правовой литературе вообще и в кавказоведческой, в частности, много раз указывалось на то, что из обычаев почитания старейшин складывались нормы, регулирующие взаимоотношения между управляющими и управляемыми, как из трудовой заимки отдельными семьями, не находившимися до тех пор в пользовании участков, возникло семейное землевладение.
Гораздо меньше разработан вопрос о том, как из междуродовых норм возникали юридические положения.
Примечания 1.
Ладыженский А.М.
О методах изучения обычного права кавказских горцев // Бюллетень СевероКавказского Бюро Краеведения, 1927, Кн.
1-6; Его же.
Обычное семейное право черкесов // Новый Восток.
1928.
Кн.22; Его же.
К вопросу об изучении обычного права, Северный Кавказ // Бюллетень Бюро Краеведения, 1936, N3.
2.
Комаров Л.В.
Адаты и судопроизводство по ним.
// ССКГ.
1868, Вып.1.
С.10.
3.
Adolf Dirr.
Aus dem Gewohneitsrecht der Kaukasischen Bergvolker\ Zeitschrift fur Vergleichen de Rechtswissenschaft, 1925, Bd.41.
4.
Еще в конце XVIII в.
горцы были полукочевыми.
Хотя они и жили в аулах, но эти аулы постоянно переносились с места на место, как это указывал J.G.
Georgi, Beschereidung aller nationen, S.P.B.
1776.
5.
Б.
Торнау в своем "Мусульманское право", Спб, 1866 пишет: "Право наследства составляет в мусульманском законоведении особенно важный отдел.
Законоведы обработали право это в такой подробности, что некоторые из них считают учение о правах наследства особою наукою Ильм-ульФероиз".
При этом он ссылается на Хемил Ибне Исхака (перевод Перрона,т.6,С.332) Пророк сказал: "Изучайте раздел наследства, в этом заключается половина знания
124 права".
Даже кочующие трухмены, не знающие еще индивидуальной собственности, при разрешении своих
наследственных споров руководствуются шариатом.
См.
Фарфоровский С.В.
Народноюридические обычаи туркмен Ставропольской губернии // Труды Ставропольской Ученой Архивной Комиссии.
Ставрополь, 1910, Вып.2 6.
Согласно примеч.
к статье 1256 Устава Уголовного судопроизводства" ведению горских словесных судов Терской области подлежат дела между горцами 1)о нанесении ран, увечья и смерти в ссоре или драке, начавшихся без всякого намерения совершить убийство или причинить увечье и рану, 2) о нарушении пределов необходимой личной обороны, 3)о краже со взломом и краже
при оружии, если цена похищенного не превышает 300 руб., и, если кража совершение в первый, или во второй раз и 4) о похищении женщин.
7.
Сведения о кавказских горцах Владикавказского округа и об адатах или суде их по обычаям 1844 г.
Этот суд очень похож на суд других народов, например, ирландцев, бриттов, галлов, находившихся на той же ступени развития.
8.
Старики осетины рассказывали мне в Мамисоне, что до завоевания Кавказа русскими обиженная сторона выбирала на одного судью больше, чем обидчик.
У черкес суд называется хоссом, у кабардинцев и кумыков мехтемой, у балкарцев и карачаевцев пешта, у дигорцев нагиш, у осетин тархон, у чеченцев тюрком.
9.
"Кавказский горец с хвастливостью рассказывает о своих хищничествах за пределами своего общества, он никогда не упоминает про свои воровские дела, совершаемые им в пределах оного, а тем более того аула, в котором он живет, потому что воровство между одноаульцами и единомышленниками непозволительно" ( Лентович Ф.И.
Адаты кавказских горцев.
Материалы по обычному праву Северного или Восточного Кавказа.
Вып.2.
"Адаты осетин, чеченцев и кумыков" Одесса, 1883, С.262, 226) 10.
Адаты Даргинских обществ//ССКГ, 1873, Вып.7.
11.
Алибеков М., Бейбулатов Т.Б.
Адаты кумыков //Дагестанский сборник.
Махачкала, 1927, Т.З.
С.75.
12.
Гроссе Э.
Форма семьи и форма хозяйства.
М., 1898.
13.
Толстов С.П.
Проблема дородового общества//Советская этнография, 1931, N3-4,С.101.
125 14.
Никитский А.И.
Очерках внутренней истории Пскова.
М., 1935.
15.
Ванетти 3.
Индивидуализм и коллективизм в родовом быту осетин (общественный строй Осетии) //Известия осетинского Института краеведения, Орджоникидзе, 1926, Вып.2, С.
387-438.
16.
Но старший отнюдь не является каким-то самодержцем, подобно древнеримскому parti familiae, как ошибочно утверждал директор Тифлисской гимназии А.Лилов (Лилов А.
Очерк быта кавказских горцев //

[Back]