Проверяемый текст
Александр Ладыженский, Адаты горцев Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, Издательство СКНЦ ВШ 2003
[стр. 32]

достойно, то он мог даже просить приятелей, или нанять кого-либо, чтобы убить сына.
По обычаям кумыков, если отец убивал сына или дочь, то никто не вправе был мстить ему за
это77.
Ингуши мотивировали освобождение от ответственности за убийство родителями детей, что «никто не является врагом себе».
И, действительно, к убийству внутри семьи и
рода прибегали крайне редко, так как этому противодействовало родственное чувство и экономические соображения роду было крайне невыгодно лишиться рабочих рук и защитника на случай войны.
Но, как справедливо указывает М.М.
Ковалевский, это отнюдь не означало, будто отец совершал одобряемые адатом действия, если он убивал своего ребенка.
Он оставался безнаказанным не потому, что его поступок считался правильным, а потому, что некому было мстить за поступок.
Если же было кому, то мстили.
Так, братья от другой матери объявляли канлы (кровную месть) братьям кого-либо из первых.
Родные жены требовали уплаты за кровь, или объявляли канлы мужу, убившему' ее.
И это было не новым обычаем,
а вытекало из основного положения, что при экзогамии женщина никогда не выходит совсем из-под охраны своих когнатов.
Так, например, у вайнахов Владикавказского округа муж, убивший жену, должен был заплатить родителям ее 85 коров, если у нее не было детей.
Если же у
нее были дети, то он должен был заплатить только 12 коров (очевидно, считалось, что на остальных коров имеют право ее дети).
Убийца жены терял всякое общественное уважение и не мог нигде показаться .

Отцеубийцам должны были мстить родственники убитого, если они их не простили и не усыновили вновь.
Матереубийца платил за кровь не только отцу, но и когнатам своей матери.
В Кайтаго-Табасаранском округе дом убийцы сжигался, и
братья последнего вправе были преследовать его как вообще преследуют убийцу, который становился абреком.
Матереубийцу же родные его братья не должны были преследовать, и он платил пониженный выкуп по сравнению с убийцами посторонних людей.
Кроме выкупных денег
32 77 КовалевсхиП, М.М.
Современный обычай и дреш тй закон.
Т.
1.
С.
191, 74 Цнт.
по: Ладыженский.
А.М.
Адаты горцев Северного Кавказа.
С.
81
[стр. 32]

второстепенные жены не бывают из хороших семейств"(49).
Но, очевидно, записывающий здесь имел в виду намулусов и кавдосаров, а не настоящих жен.
Номулусы это конкубины "именные жены".
Их дети, "кавдосарды", были крепостным.
Вообще, у осетин с давних пор существовала моногамия.
Осетины преимущественно христиане.
У магометанских же горцев все жены равны.
Коран подчеркивает равноправие жен даже в отношениях чисто интимных: "Если кто имеет одну жену читаем мы в шариате, то из четырех ночей одну он должен провести возле нее, а прочими может располагать по своему смотрению; если же кто имеет четыре жены, то у каждой должен провести по одной ночи.
Из этого времени изъемлется впрочем время болезней и путешествий..., жене предоставляется освободить мужа от ночи, ей определенной, и в таком случае он может идти куда пожелает; равномерно дозволяется одной жене предоставить особое согласие мужа.
В определенную для одной жены ночь муж не имеет права идти прежде к другим женам, разве только к одним больным, что даже необходимо исполнить(50).
Но, как указывает Н.Львов, между зажиточными туземцами существовал обычай женить своих сыновей, независимо от заключенного прежде брака с приличной их званию девушкой, на женщине низшего сословия.
Хотя такие браки совершались по всем правилами шариата, который обязывали мужа к исполнению супружеского долга по отношению ко всем своим женам одинаково, но отцы старались внушить сыновьям о неприличности их сожития с такими женщинами.
Браки с ними обыкновенно совершались без огласки и не сопровождались никакими торжествами.
Эти жены, "карахараб", "кхобу хораб", ("бесталанные", "беспомощные") находились в положении осетинских номульюсов, а их дети не причислялись к семье, в которой они родились(51).
Тем не менее такой порядок существовал только в Дагестане.
Нечто похоже мы встречаем у караногайцев.
Как указывал Г.Ананьев, "вообще большим уважением мужа пользуется старшая жена, она работает мало, принимает гостей и распоряжается дома.
Муж, пожелав сделать что-нибудь, часто советуется с нею, а при выдаче дочери замуж спрашивают согласия жены...
Младшие жены все время работают: то кизяки собирают, то шьют, то полости валят, коров доят, масло бьют 81 и исполняют другие работы"(52).
Юридически младшие жены были равны со старшей женой.
Преимущество последней вытекали только из ее старшинства, которое строго почиталось горцами, а отнюдь не из того, что младшие жены были не полноправные, как номульюсы у осетин.
Дети от разных жен имели одинаковые права.
Но, конечно, дети от любимой жены находились в лучшем положении.
Муж легко мог развестись с каждой из своих жен без всяких поводов.
Но при этом он терял калым и кебин и должен был возвратить ее родным все, что она принесла с собою в дом.
Женщина могла оставить мужа лишь в случае импотенции его в течении года.
Если муж отрицал свою импотентность, он по кабардинским обычаям обязан был доказать способность к сожитию в присутствии родителей жены.
Поводом к разводу у всех черкесов служило удостоверенное соседями и родителями жены жестокое обращение с нею мужа.
В случае же, если женщина оставляла мужа без достаточных оснований, ее родные должны были возвратить последнему калым, который он за нее дал.
В случае смерти мужа на его вдове женился его ближайший родственник.
В случае же, если жена изменила мужу, то она подвергалась наказаниям(53).
Тут мы переходим к санкциям внутрисемейных (внутриродственных) отношений.
Внутриродовые(ивнутрисемейные) правила поведения должны были иметь санкции.
Таковой была власть старших, которые могли наказывать нарушителей внутрисемейного мира.
Правда, горец не имел той patriae potestatis той отцовской власти, которая была у римского домовладыки.
Интересы его жены во многих отношениях охранялись ее когнатами.
По отношению же к своим детям, горцы имели почти неограниченную власть.
У приморских черкес отец мог изгнать непокорного сына без выдела ему имущества.
В случае же, если этот последний продолжал вести себя недостойно, то он мог даже просить приятелей, или нанять кого-либо, чтобы убить сына.
По обычаям кумыков, если отец убивал сына или дочь, то никто не вправе был мстить ему за
это(54).
Такое право было предоставлено отцу даже Уложением грузинского царя Вахтанга: "Только бог судья между отцом и сыном"(55).
Ингуши мотивировали освобождение от ответственности за убийство родителями детей, что "никто не является врагом себе".
И, действительно, к убийству внутри семьи и
82 рода прибегали крайне редко, так как этому противодействовало родственное чувство и экономические соображения роду было крайне невыгодно лишиться рабочих рук и защитника на случай войны.
Но, как справедливо указывает М.М.
Ковалевский, это отнюдь не означало, будто отец совершал одобряемые адатом действия, если он убивал своего ребенка.
Он оставался безнаказанным не потому, что его поступок считался правильным, а потому, что некому было мстить за поступок.
Если же было кому, то мстили.
Так, братья от другой матери объявляли канлы (кровную месть) братьям кого-либо из первых.
Родные жены требовали уплаты за кровь, или объявляли канлы мужу, убившему ее.
И это было не новым обычаем,
как полагал А.М.Дирр(56), а вытекало из основного положения, что при экзогамии женщина никогда не выходит совсем из-под охраны своих когнатов.
Так, например, у вайнахов Владикавказского округа муж, убивший жену, должен был заплатить родителям ее 85 коров, если у нее не было детей.
Если же у
ее были дети, то он должен был заплатить только 12 коров (очевидно,

[стр.,33]

считалось, что на остальных коров имеют право ее дети)(57).
Убийца жены терял всякое общественное уважение и не мог нигде показаться.

Еще больше, чем детоубийцы, отвечают отцеубийцы.
Им должны были мстить родственники убитого, если они их не простили и не усыновили вновь.
Матереубийца платил за кровь не только отцу, но и когнатам своей матери.
В Кайтаго Табасаранском округе дом убийцы сжигался и
его братья вправе были преследовать его как вообще преследуют убийцу, который становился абреком.
Матереубийцу же родные его братья не должны были преследовать и он платил пониженный выкуп по сравнению с убийцами посторонних людей.
Кроме выкупных денег
родители детоубийцы должны были уплатить штраф на общественные нужды.
Правило о штрафе, являлось, конечно, сравнительно новым.
Оно сложилось, когда наряду с кровными союзами начали возникать союзы территориальные.
При феодализме помещики были заинтересованы в том, чтобы не убивали их работников, крестьян и воинов.
Но не только князья и начальники считали нужным карать за убийство одного из членов семьи другого, но и общество не относилось к этому равнодушно.
Часто убийцу своего близкого родственника изгоняли из аулов.
Он становился абреком.
Сванеты и 83 балкарцы надевали на шею отцеубийцы цепь из камней ("каа"), что отчасти напоминало побиение камнями, о котором говорится в библит.
Таким образом, мы видим, что нормы о наказании за убийство членами одной и той же семьи или одного и того же рода друг друга в разных местах далеко не одинаковы.
Эта неодинаковость вытекает не только из различия убеждений разных народов Кавказа, но и из неодинакового понимания их записывающихся.
Обыкновенно строго установлены были только основные положения адатов.
Детали же крайне изменчивы и неопределимы.
Это хорошо отметили сами собиратели обычаев.
Так, например, в Своде адатов горцев Северного Кавказа мы читаем:" У племен, обитающих на северной покатости Кавказского хребта нельзя отыскать определительность права, строгости в постановлениях и точности в условиях жизни общественной"(58).
Однако всюду у горцев считалось, что члены одного и того же рода, даже глава семьи, не вправе посягать без основания на своих родственников.
Отцовской власти в смысле как обычно понимается римская partria potestas, у горцев не существовало, а власть над женой была ограничена благодаря экзогамии родственниками жены.
Но, с другой стороны, мы видим, что члены одного и того же рода имеют право наказывать даже смертию своих родичей, которые совершили преступление.
Кроме убийства строго каралось прелюбодеяние.
Так, например, в некоторых наибствах Аварского округа существовало правило, что если кто-либо застанет свою жену, мать, дочь, сестру, племянницу, внучку или тетку in fragranti, он должен был убить не только виновницу, но и ее партнера, причем никакой платы за кровь он никому не должен был вносить.
Если же он убивал или ранил мужчину, а родственницу оставлял невредимой, то должен был поклясться вместе с 25-ью ближайшими родственниками, что застал соблазнителя при совершении полового акта.
Если соблазнитель скрывался невредимым, то между им и обманутым мужем возникало состояние кровной мести.
Если же он ее простил, а соблазнителя убивал, то между ним и родом убитого опять-таки возникало состояние кровной вражды.
В некоторых местах, как например, в верхнем Кайтане, соблазнитель мог жениться на своей любовнице и примириться с ее прежним мужем, уплатив ему калым.
Но обманутый муж вправе был не 84 отдать жену, а убить ее.
А.М.
Дирр сообщает, что ему в 1904 г.
рассказывали, как в Дагестане одна "изменница" была задушена между двумя досками.
Согласно магометанскому закону за соблазнение девицы полагалось 100 ударов, а за соблазнение замужней женщины побиение камнями(59).
Такое более строгое наказание за соблазнение замужней основывалось на взгляде, что этим нарушаются священные права мужа.
И в русском дореволюционном Уголовном Уложении мы встречаемся с более строгими наказаниям за половые преступления против замужних женщин.
Например, изнасилование замужних по нашему дореволюционному праву каралось строже, чем изнасилование девицы.
У горцев же вообще девушки издавна пользовались меньшей охраной, чем замужние, что мы наблюдали в аулах Каменомостном (Кабарда) и Тебердинском (Карачай).
Они могли ходить по воду, танцевать на вечеринках с мужчинами, однако не имели права сидеть или стоять с ними.
Замужним же запрещалось показываться без крайней необходимости за пределами двора.
Магометанская пословица: "Для мужчины весь мир дом его.
Для женщины ее дом -весь мир ее".
Первое время после свадьбы молодая жена должна была жить не в доме мужа, а скрываться где-либо.
Первый год после брака замужняя женщина не могла ни к кому ходить в гости.
Через год она могла начать ходить в гости к своим близким родственникам(60).
Похищение невест и укрывание их является пережитком первоначального положения, когда при экзогамии крали невест и должны были скрывать их.
Вся тяжелая работа лежит на женщинах, хотя постепенно и мужчины из бывших джигитов и воинов становились земледельцами и ремесленниками.
Но и теперь еще можно видеть, что горец едет верхом, а жена его лошадь ведет под уздцы.
Горцы, у которых нет сыновей, а одни дочери, говорят, что вообще у них нет детей.
У осетин правда взгляд на

[Back]