Проверяемый текст
Александр Ладыженский, Адаты горцев Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, Издательство СКНЦ ВШ 2003
[стр. 33]

родители детоубийцы должны были уплатить штраф на общественные нужды.
Правило о штрафе, являлось, конечно, сравнительно новым.
Оно сложилось, когда наряду с кровными союзами начали возникать союзы территориальные.
При феодализме помещики были заинтересованы в том, чтобы не убивали их работников, крестьян и воинов.
Но не только князья и начальники считали нужным карать за убийство одного из членов семьи другого, но и общество не относилось к этому равнодушно.

Так, балкарцы надевали па шею отцеубийцы цепь из камней («каа»), что отчасти напоминало побиение камнями, о котором говорится в библии.
Таким образом, мы видим, что нормы о наказании за убийство членами одной и той же семьи или одного и того же рода друг друга в разных местах далеко не одинаковы.
Эта неодинаковость
вытекала не только из различия убеждений разных народов Кавказа, но и из неодинакового понимания их записывающими.
Обыкновенно строго установлены были только основные положения адатов.
Детали же крайне изменчивы и неопределимы.
Это хорошо отметили сами собиратели обычаев.
Так, например, в Своде адатов горцев Северного Кавказа мы читаем: «У племен, обитающих на северной покатости Кавказского хребта нельзя отыскать определительность права, строгости в постановлениях и точности в условиях жизни
общественной»79.
Однако всюду у горцев считалось, что члены одного и того же рода, даже глава семьи, не вправе посягать без основания на своих родственников.
Отцовской власти в
полном объеме у горцев не существовало, а власть над женой была ограничена благодаря экзогамии родственниками жены.
Но, с другой стороны, мы видим, что члены одного и того же рода имеют право наказывать даже
своих родичей, которые совершили преступление80.
Очень интересен для выяснения характера власти главы семьи относящийся к обычаям горцев Кавказа нижеследующий пример о случае лишения жизни мужем виновной женщины по требованию общины.
79Торнау, Б.
Изложение начал мусульманского законоведения / Б.
Торнау.
СПб., 1850.
С, 465.
80Ладыженский, А.М .
А даты горцев Северного Кавказа.
С.
82.
[стр. 33]

считалось, что на остальных коров имеют право ее дети)(57).
Убийца жены терял всякое общественное уважение и не мог нигде показаться.
Еще больше, чем детоубийцы, отвечают отцеубийцы.
Им должны были мстить родственники убитого, если они их не простили и не усыновили вновь.
Матереубийца платил за кровь не только отцу, но и когнатам своей матери.
В Кайтаго Табасаранском округе дом убийцы сжигался и его братья вправе были преследовать его как вообще преследуют убийцу, который становился абреком.
Матереубийцу же родные его братья не должны были преследовать и он платил пониженный выкуп по сравнению с убийцами посторонних людей.
Кроме выкупных денег родители детоубийцы должны были уплатить штраф на общественные нужды.
Правило о штрафе, являлось, конечно, сравнительно новым.
Оно сложилось, когда наряду с кровными союзами начали возникать союзы территориальные.
При феодализме помещики были заинтересованы в том, чтобы не убивали их работников, крестьян и воинов.
Но не только князья и начальники считали нужным карать за убийство одного из членов семьи другого, но и общество не относилось к этому равнодушно.

Часто убийцу своего близкого родственника изгоняли из аулов.
Он становился абреком.
Сванеты и 83 балкарцы надевали на шею отцеубийцы цепь из камней ("каа"), что отчасти напоминало побиение камнями, о котором говорится в библит.
Таким образом, мы видим, что нормы о наказании за убийство членами одной и той же семьи или одного и того же рода друг друга в разных местах далеко не одинаковы.
Эта неодинаковость
вытекает не только из различия убеждений разных народов Кавказа, но и из неодинакового понимания их записывающихся.
Обыкновенно строго установлены были только основные положения адатов.
Детали же крайне изменчивы и неопределимы.
Это хорошо отметили сами собиратели обычаев.
Так, например, в Своде адатов горцев Северного Кавказа мы читаем:" У племен, обитающих на северной покатости Кавказского хребта нельзя отыскать определительность права, строгости в постановлениях и точности в условиях жизни
общественной"(58).
Однако всюду у горцев считалось, что члены одного и того же рода, даже глава семьи, не вправе посягать без основания на своих родственников.
Отцовской власти в
смысле как обычно понимается римская partria potestas, у горцев не существовало, а власть над женой была ограничена благодаря экзогамии родственниками жены.
Но, с другой стороны, мы видим, что члены одного и того же рода имеют право наказывать даже
смертию своих родичей, которые совершили преступление.
Кроме убийства строго каралось прелюбодеяние.
Так, например, в некоторых наибствах Аварского округа существовало правило, что если кто-либо застанет свою жену, мать, дочь, сестру, племянницу, внучку или тетку in fragranti, он должен был убить не только виновницу, но и ее партнера, причем никакой платы за кровь он никому не должен был вносить.
Если же он убивал или ранил мужчину, а родственницу оставлял невредимой, то должен был поклясться вместе с 25-ью ближайшими родственниками, что застал соблазнителя при совершении полового акта.
Если соблазнитель скрывался невредимым, то между им и обманутым мужем возникало состояние кровной мести.
Если же он ее простил, а соблазнителя убивал, то между ним и родом убитого опять-таки возникало состояние кровной вражды.
В некоторых местах, как например, в верхнем Кайтане, соблазнитель мог жениться на своей любовнице и примириться с ее прежним мужем, уплатив ему калым.
Но обманутый муж вправе был не 84 отдать жену, а убить ее.
А.М.
Дирр сообщает, что ему в 1904 г.
рассказывали, как в Дагестане одна "изменница" была задушена между двумя досками.
Согласно магометанскому закону за соблазнение девицы полагалось 100 ударов, а за соблазнение замужней женщины побиение камнями(59).
Такое более строгое наказание за соблазнение замужней основывалось на взгляде, что этим нарушаются священные права мужа.
И в русском дореволюционном Уголовном Уложении мы встречаемся с более строгими наказаниям за половые преступления против замужних женщин.
Например, изнасилование замужних по нашему дореволюционному праву каралось строже, чем изнасилование девицы.
У горцев же вообще девушки издавна пользовались меньшей охраной, чем замужние, что мы наблюдали в аулах Каменомостном (Кабарда) и Тебердинском (Карачай).
Они могли ходить по воду, танцевать на вечеринках с мужчинами, однако не имели права сидеть или стоять с ними.
Замужним же запрещалось показываться без крайней необходимости за пределами двора.
Магометанская пословица: "Для мужчины весь мир дом его.
Для женщины ее дом -весь мир ее".
Первое время после свадьбы молодая жена должна была жить не в доме мужа, а скрываться где-либо.
Первый год после брака замужняя женщина не могла ни к кому ходить в гости.
Через год она могла начать ходить в гости к своим близким родственникам(60).
Похищение невест и укрывание их является пережитком первоначального положения, когда при экзогамии крали невест и должны были скрывать их.
Вся тяжелая работа лежит на женщинах, хотя постепенно и мужчины из бывших джигитов и воинов становились земледельцами и ремесленниками.
Но и теперь еще можно видеть, что горец едет верхом, а жена его лошадь ведет под уздцы.
Горцы, у которых нет сыновей, а одни дочери, говорят, что вообще у них нет детей.
У осетин правда взгляд на

[Back]