Проверяемый текст
Александр Ладыженский, Адаты горцев Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, Издательство СКНЦ ВШ 2003
[стр. 47]

сий, т.е.
можно сказать, что это были своеобразные уголовные кодексы114.
Преступления делились на квалифицированные и обыкновенные, принималось во внимание, совершены ли они со злым умыслом или по неосторожности, или случайно.
Убийствами с отягчающими обстоятельствами являлись по подкупу, или из-за засады, в мечети, ночью и пр.
Эти убийцы назывались «караках».

Родственники убийцы не подлежали мщению, а изгонялись на определенный срок из селения.
Они назывались
«мал-каплы», в отличие от «баканлы», т.е.
человеку, которому собственно и должны были мстить.

Кроме того, в кодексах подробно указывались наказания за умышленное или неосторожное убийство, за неправосудие, за разврат и противоестественные пороки, лжеприсягу, за убийство родственников, за изгнание плода и т.д.
В основе
этих уголовных кодексов лежала идея психологической личной вины и вменения.
Тем не менее, сами наказания оставались прежними, характерными для
первобытно-общинного строя, а именно: кровная месть, изгнание, выкуп.
Нормы родового периода постепенно становились правом в строгом смысле слова, приобретали классовый характер, санкционировала
их государственная власть.
Женщины, совершившие половые преступления, изгнание плода и т.д., подвергались публичному позору.
Так, в 58-й статье адатов Тарковского Шамхальства мы читаем: «Если не замужняя женщина будет обличена в уничтожении плода, происшедшего от незаконного брака, то лицо ее, а также лицо обеременевшего обмазывают черной краской, сажают обоих на осла лицом назад и возят по улицам селения, а мальчишки бросают в них грязью и камешками.
После этого виновные изгоняются из селения»115.

Постепенно вводился целый ряд новых понятий преступлений, как например, измена, отступление от веры, скотоложство и т.д.

Горские лидеры Шамиль н Шейх Мансур очень упрочили понятие государственных и религиозных преступлений.
Репрессии из родового террора и стремления получить возмещение убытков превратились в воздаяние злом за зло, в возмездие.

1.4 Комаров, А.В.
Адаты и судопроизводство по ним / А В.
Комаров // ССКГ.
Вып.
1.
Тифлис, 1868.
С.
15 1.5 Циг.
по: Ладыженским.
А.М Адаты горцев Северного Кавказа.
С.
105.
47
[стр. 43]

женщина получала увечье или наступали преждевременные роды.
В некоторых местностях Кавказа, как например, в шамхальстве Тарковском и ханстве Махтуленском были разработаны уголовные кодексы(92), в которых подробно указывались наказания за умышленное или неосторожное убийство, за неправосудие, за разврат и противоестественные пороки, лжеприсягу, за убийство родственников, за изгнание плода и т.д.
В основе
этого уголовного кодекса лежала идея психологической личной вины и вменения.
Тем не менее сами наказания оставались прежними, характерными для
первобытно-общинном строя, а именно: кровная месть, изгнание, выкуп.
Нормы родового периода постепенно становились правом в строгом смысле слова, приобретали классовый характерах санкционировала
государственная власть.
Женщины, совершившие половые преступления, изгнание плода и т.д.
подвергались публичному позору.
Так, в 58-й статье адатов Тарковского шамхальства мы читаем:" Если не замужняя женщина будет обличена в уничтожении плода, происшедшего от незаконного брака, то лицо ее, а также лицо обеременевшего обмазывают черной краской, сажают обоих на осла лицом назад и возят по улицам селения, а мальчишки бросают в них грязью и камешками.
После этого виновные изгоняются из селения".

Таковы основные преступления, предусмотренные адатами.
Имущественные правонарушения, а именно: неисполнение договоров, мошенничество, присвоение вверенного рассматривались как обида.
Они вызывали ссоры, ранения, убийства.
Позже, когда начала зарождаться государственная власть, и были созданы суды, подобные споры стали там и рассматриваться.
В догосударственном родовом 107 строе имущественные споры между членами одного и того же рода рассматривали старшины рода.
Споры между родами решались с помощью вооруженных столкновений или посредством медиаторов.
Территориальные, аульные и окружные суды обыкновенно, кроме возмещения вреда потерпевшему и штрафа в его пользу, присуждали неправого ответчика уплатить штраф в пользу князя или общины.
В организации суда горцев Северного Кавказа мы видим сочетание пережитков непосредственного народоправства с классовым государственным судом.
У горцев были общественные договоры, так называемые маслагаты, суд кади, суд представителей общества и княжеский суд.
А.В.Комаров и Н.
Дубровин приводят различные описания подобных судов(93).
Можно привести и выдержку из рукописного сборника адатов Шамхальства Тарковского и ханства Мехтулинского(94), где можно было наблюдать сосуществование государственного, церковного и народного судьи: в зависимости от важности дела споры могли разрешаться или шамхалом, или ханом, или кадием, или сельскими картанами.
То же самое М.Н.Покровский установил для Древней Руси(95).
В XIX в.
у горцев Северного Кавказа существовал суд князей, дворян и мулл.
У народов, где уже сложился феодальный строй, например, у кабардинцев, спорящие часто обращались к княжескому суду.
Феодалы очень дорожили этим правом судить.
Оно усиливало их власть и влияние.
Защита князьями адата и нелюбовь их к шариатскому суду являлась до некоторой степени проявлением на Кавказе борьбы между светской и духовными властями.
При этом князья нередко судили по своему усмотрению, не считаясь строго ни с шариатом, ни с адатом.
По спорам, которые должны были решаться на основании религиозного закона, обращались к духовному шариатскому суду мулл и кади.
В противоположность этому последнему и князья, и народные судьи не были строго связаны юридическими нормами, а могли сами творить новое право, сообразно конкретным индивидуальным особенностям данного случая.
За редким исключениям, нормы адатского права в глубокой древности не были записаны, а передавались из уст в уста.
Основные из них были известны всем и строго соблюдались.
Всякое нарушение их рассматривалось как величайшая несправедливость.
108 Российская администрация неоднократно пыталась изменить адаты и ввести свою систему судопроизводства.
Первоначально это вызывало решительный отпор со стороны горцев.
Иногда дело доходило до восстаний, как например, в Дагестане в 1843 г., когда резко проявилось недовольство деятельностью русских судов.
Пришлось адатские суды восстановить.
Со временем их полномочия были даже расширены.
Как известно, в этот период Шамиль объявил газават и отменил популярные среди населения адатские суды, заменяя их шариатскими.
Для того, чтобы привлечь к себе горцев русское правительство постановило создать в каждом округе суды, которые бы разбирали дела по большинству голосов, публично и устно.
Никаких писаний в этих судах не допускалось, кроме занесения в особый журнал содержания сущности дела и решения его.
Эти суды состояли из кади, разбиравшего дела, согласно шариата, и депутатов, выбираемых по преимуществу высшими сословиями горцев.
Хотя суды и назывались народными, но по существу, это были, конечно, классовые суды дворянства и духовенства.
Председателем каждого такого окружного суда был Начальник округа.
Его голос имел огромное значение и таким образом, часто под видом горского национального суда, русское правительство устраивало свой правительный суд.
Кроме этих окружных судов, были созданы также в При-Сулакском наибстве и Мехтулинском ханстве изустные суды.
Так называемый Дагестанский народный суд состоял из трех кади и семи заседателей, которые выбирались из знатных и влиятельных местных людей.
Этому суду подлежали наиболее важные дела, в том числе и апелляционное производство.
Рассмотрение менее значительных вопросов, как например, ссор, драк без нанесения

[стр.,77]

напасть на него.
Если кто входил в чужой дом с предосудительной целью и был убит хозяином дома или его родственником, то убийца не подвергался ответственности.
За неосторожное убийство взималась половина платы" и т.д(23).
Первоначально мстить должны были не только родственники по мужской линии, но и родственники по женской линии.
В этом 187 несомненно пережитки матриархата.
И теперь у наиболее отсталых горских племен можно найти эти пережитки обязанности мстить и для родичей по женской линии.
Так, у хевсуров, право и обязанность мстить по отцовской линии распространялась до пятого колена.
Но и материнская линия принимала участие в расплате, хотя и в довольно оригинальной форме: ближайшие родственники по материнской линии лазили на крышу кровников, ломали сакли, облупливали глину, выбивали камни и т.д., требуя выкуп.
По мере того, как наряду с родовой организацией создавалась территориальная, кровная месть стала носить не только междуродовой, но и междутерриториальный характер.
По мере создания феодальной власти вводились новые порядки: совершивший преступление уже должен был не только удовлетворить род потерпевшего, но и заплатить штраф в пользу князя.
У кабардинцев кроме преступления перед другим родом, которое отнюдь не считались чем-то предосудительным с точки зрения своего клана, было понятие преступления вообще, преступных действий самих по себе, как таковых.
Из этого понятия в значительной мере и родилась идея уголовной вины, как вины моральной, тогда как из понятия первого рода преступлений родилась идея гражданскоправовой ответственности.
Но и первая, и вторая из упомянутых здесь ответственности были коллективными.
За безбожие, безнравственные поступки одного члена рода по понятиям того времени нес вину весь род.
Как позорные и уголовные помимо религиозных преступлений у горцев рассматривались все преступления против нравственных устоев и гражданского порядка.
Остальные же правонарушения карались менее строго.
Они не считались греховными.
У дагестанцев и кабардинцев в отличие от осетин и чеченцев, убийство, нанесение ран, поджог и изнасилование рассматривалось не только как преступление по отношению к пострадавшему роду, но и как преступление по отношению к аулу и князю.
Наряду с кровной местью вводилась и высылка на определенный срок, а также заключение в княжеском подвале(24).
В кодифицированных адатах Шамахальства Тарковского и княжества Мехтулинского мы видим уже сложную систему уголовно правовых репрессий.
Преступления делились на квалифицированные и 188 обыкновенные, принималось во внимание, совершены ли они со злым умыслом или по неосторожности, или случайно.
Убийствами с отягчающими обстоятельствами являлись по подкупу, или из-за засады, в мечети, ночью и пр.
Эти убийцы назывались " караках".

Родственницы убийцы не подлежали мщению, и изгонялись на определенный срок из селения.
Они назывались
"мал-канлы", в отличие от "ба канлы", т.е.
человеку, которому собственно и должны были мстить.

Как нам представляется, идея вины и вменяемости была усвоена горцами под влиянием Корана.
В Дагестане собственник животных наказывался за вред, причиненный ими, если он не принял должных мер предосторожности.
Опекун отвечает за преступления подопечного, если последний совершил их вследствие недостаточной бдительности первого.
По учению Новови, принятому в Дагестане, не влекло мести убийство, совершенное в состоянии необходимой обороны.
Постепенно вводился целый ряд новых понятий преступлений, как например, измена, отступление от веры, скотоложство и т.д.

Шамиль и Шейх Мансур очень упрочили понятие государственных и религиозных преступлений.
Репрессии из родового террора и стремления получить возмещение убытков превратились в воздаяние злом за зло, в возмездие.

Идея старого завета око за око, зуб за зуб, воспринятая Кораном из библии, заменила у кабардинцев и дагестанцев идею, сохранившуюся в чистом виде у осетин, родового террора и материального возмещения убытков.
Уголовное право начинало противополагаться гражданскому.
Однако окончательное различие между ними произошло только после установления государственной власти.
Таким образом, у кавказских горцев мы можем наблюдать все ступени развития кровной мести и замены ее выкупом, а также зарождение публично-правового наказания.
Так, в аулах Андийского округа ко времени завоевания русскими Кавказа все семейство убийцы попадало в "канлы".
В магалах Ганк, Ганш и Мюра, в верхнем Кайтаге, в Северной Табасарани кровомщение распространялось только на трех лиц, а в Ма-гале Гамринском только на самого виновного(25).
Сторонники шариата, проповедники ислама были противниками широкого применения кровной мести.
Они стремились заменить ее 189 "кесосом", т.е наказанием по принципу око за око, зуб за зуб.
"Кровомщение допускается только между лицами одного сословия.
На этом основании бек, убивший узденя незначительного рода

[Back]