Проверяемый текст
Александр Ладыженский, Адаты горцев Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, Издательство СКНЦ ВШ 2003
[стр. 49]

ыий.
против чести.
Оскорблением чести считалось: 1) обнять, целовать девушку или женщину, снять платок с головы девушки или даже дотронуться до девушки или вдовы, 2) если кто во время драки бросился за спасающимся и
вбежал в чужой двор, 3) отрезать хвост у чужой лошади, 4) если кто убивал чужую собаку.
За бесчестие полагался выкуп, извинения и так называемое «делание чести», заключающееся в том, что виновный с почетными людьми приходил к обиженному, приносил ему подарки, просил прощения, выставлял угощение.
За разные виды преступлений против чести полагались различные наказания.
За тяжелые нарушения женской чести считалось некрасивым брать выкупную плату.
Надо было кровью смыть оскорбление.
За менее тяжкие оскорбления можно было ограничиться принятием выкупа.
За самовольный вход во время преследования врага в чужой двор достаточно было «сделать честь», т.е.
придти с почетными стариками к обиженному, угостить его и извиниться перед ним.
Гораздо строже, чем за нарушение «чести двора», каралось нарушение «чести сакли».

V кавказских горцев сакля вещь священная, всегда открыта, и летом и зимой, готовая приютить гостя.
Обычай за оскорбление сакли имел некоторые особенности: при взыскании за бесчестие хозяина, смотря по тому, какая часть сакли оскорблена (кражей и т.п.).
За бесчестие отделения сакли от середины столба к дверям, или, как говорили кавказцы, «ниже столба», полагалась плата «уст-дери»* в честь оскорбленного хозяина в пять коров (тельных).
За бесчестие сакли от столба к окну, т.е.
выше столба, платилось двенадцать коров «уст-дери».
За снятие оружия со столба та же плата
как за бесчестие.
Самой величайшей личной обидой считался удар плетью.

Эго вполне аналогично тому, как по древнс-русскому праву, за синюю рану (удар) платили больший выкуп, чем за красную (поранение).
С начала XIX в.
были введены штрафы за нарушение женской чести и свободы.
По кабардинским народным условиям
1807 г.
«княжеских, узденьских и вольных дочерей насильно не брать, как было прежде, кто какую
хо49
[стр. 78]

(тохума), подвергается только изгнанию на короткий срок , три месяца), по истечении которого родственники убитого обязаны за определенное вознаграждение, с ним примириться"(26).
Помимо понятия преступлений против жизни, телесной неприкосновенности, имущественных преступлений у горцев было понятие преступлений против чести.
Оскорблением чести считалось: 1) обнять, целовать девушку или женщину, снять платок с головы девушки или даже дотронуться до девушки или вдовы, 2) если кто во время драки бросился за спасающимся и
вбежит в чужой двор, 3) отрезать хвост у чужой лошади, 4) если кто убивал чужую собаку.
За бесчестие полагался выкуп, извинения и так называемое "делание чести", заключающееся в том, что виновный с почетными людьми приходил к обиженному, приносил ему подарки, просил прощения, выставлял угощение.
За разные виды преступлений против чести полагались различные наказания.
За тяжелые нарушения женской чести считалось некрасивым брать выкупную плату.
Надо было кровью смыть оскорбление.
За менее тяжкие оскорбления можно было ограничиться принятием выкупа.
За самовольный вход во время преследования врага в чужой двор достаточно было "сделать честь", т.е.
придти с почетными стариками к обиженному, угостить его и извиниться перед ним.
Гораздо строже, чем за нарушение "чести двора", каралось нарушение "чести сакли".

У кавказских горцев сакля вещь священная, всегда открыта, и летом и зимой, готовая приютить гостя.
Обычай за оскорбление сакли имел некоторые особенности: при взыскании за бесчестие хозяина, смотря по тому, какая часть сакли оскорблена (кражей и т.п.).
За бесчестие отделения сакли от середины столба к дверям, или, как говорили кавказцы, "ниже столба", полагалась плата "уст-дери" в честь оскорбленного хозяина в пять коров (тельных).
За бесчестие сакли от столба к окну, т.е.
выше столба, платилось двенадцать коров "уст-дери".
За снятие оружия со столба та же плата
за бесчестие.
190 Самой величайшей личной обидой считался удар плетью.
Это вполне аналогично тому, как по древнерусскому праву, за синюю рану (удар) платили больший выкуп, чем за красную (поранение).
С начала XIX в.
были введены штрафы за нарушение женской чести и свободы.
По кабардинским народным условиям
1887 г.," княжеских, узденьских и вольных дочерей насильно не брать, как было прежде, кто какую хорошую девку заметил, мог самовольно брать самым разбоем за что происходили, кроме ссоры, убийства, и кто насильно взял девку, тот только платил калым родственникам.
Это отменено с тем, что, без согласия родственников и без венчания муллы своего аула, никто ни у кого девку взять не вправе, а кто, в противность этому возьмет девку буйством, тот подвергается штрафу 100 руб.
серебром, а если посторонний муж смешается, штраф 30 рублей серебром"."За увоз девушек по шариату полагалось битье палками без различия сословий.
Но применялось это только к низшему классу.
За изнасилование замужней гораздо более строгое наказание (смерть), чем за изнасилование девушки, или вдовы.
Если девушка высшего сословия изнасилована представителем низшего, то его убивают, если он не уезжает далеко".
Таким образом, у горцев можно было наблюдать зарождение различия между гражданско-правовым требованием вознаградить за ущерб и уголовно-правовым наказанием.
Так, например, в Михакинском и Урахлинском обществах за умышленное поранение штраф не взыскивался, следовало сделать удовлетворение потерпевшему, как и при умышленном поранении27.
У горцев можно было наблюдать, как месть из родовой становилась обязанностью перед соседями и одноаульцами, переплетаясь с общественным возмездием.
Так, в селении Оглы состоялась казнь женщины.
Толпа односельчан заставила мужа убить свою любимую жену за то, что она враждуя с его старой женой, задушила ее сына.
Муж не хотел убивать виновницу, но толпа поставила перед ним требование: "или ты застрелишь, или мы замучаем ее"(28).
Особенно жестоко толпа карала поджигателей.
Таким образом, наряду с родовым и княжеским было и народное возмездие.
Согласно адатам Самурского округа, поджигатель не только должен был возместить убытки, но и быть изгнан из общества.
191 У черкесов существовали следующие виды преступлений: "1) восстание раба против своего господина, неповиновение и бегство его, 2) нарушение правил гостеприимства, 3) нарушение супружеской верности женщинами, 4) воровство у своей семьи и у ближайших соседей, 5) поступки трусости, 6) убийство вообще и отцеубийство, 7) измена народу.
Все прочие действия, относящиеся до нарушения чести, личной неприкосновенности, безопасности свободы каждого, до нарушения прав собственности и общественного спокойствия, не подходит у них под понятие о преступлениях и принадлежит к праву сильного и встречают препятствия только в силу оружия противника"(29).
Иначе говоря, у черкесов качестве общественно наказуемых деяний можно выделить семь видов преступлений.
До некоторой степени ответственность переносилась на подозрительных людей.
В Чечне мы встречали такой обычай: замеченные в воровстве и других уголовных преступлениях, по постановлению схода объявлялись подозрительными и на них возлагалась солидарная ответственность за всякое преступление в ауле, если виновник такового не найден.
Считалось, что кому же как не подозрительному совершить это преступлений и что подозрительные должны были быть в курсе всех злодеяний, совершаемых в данном округе.
Вследствие неорганизованности сыскного и обвинительного аппарата преступника искали по теории вероятности среди подозрительных, на

[Back]