Проверяемый текст
Александр Ладыженский, Адаты горцев Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, Издательство СКНЦ ВШ 2003
[стр. 54]

словом причина, а выражение виноват, повинен, виновен тождественно с причинен и должен.
«Повинен уплатить», «искупить вину» в значении уплатить долг.
Однако у горцев наряду с причинением вреда престу плением считалось и нанесение обиды, в особенности проявление неуважения к родовому союзу.
С развитием государственной власти месть из досудебной становится местью по определению суда, а затем самоличным исполнением судебного приговора потерпевшим.

54
[стр. 7]

правовую норму в подлинном смысле этого слова.
С развитием государственной власти месть из досудебной становится местью по определению суда, а затем самоличным исполнением судебного приговора потерпевшим.

Немаловажным вопросом являлось и становление системы судопроизводства и судоустройства в обычном праве.
Анализ фактических данных позволил А.М.Ладыженскому проследил превращение суда как мирового посредника (маслагата) в действительно судебный орган.
Автор особо выделяет то, что между посредническими функциями и возникшими позже чисто судебными функциями существовали промежуточные формы.
В связи с этим А.М.
Ладыженский различал адатские и третейские суды, считая их различными стадиями становления системы судопроизводства и судоустройства.
До появления русских на Северном Кавказе у горцев были третейские 20 суды (посреднические, медиаторские).
В процессе судебной реформы, проводимой российской администрацией на Северном Кавказе, были созданы постоянные адатские суды.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что в монографии заметное место отводится сравнительным параллелям между адатом прошлых веков и состоянием традиционных юридических норм поведения, бытовавших в 1920-1940-е г.
А.М.Ладыженский имел возможность изучать те нормы обычного права северокавказских народов, которые сохранились в 1920-1930-е г.
преимущественно в полуофициальной форме.
А.М.Ладыженский указывал, что собственно адатские суды были отменены еще в 1920-х гг.
Тем не менее процессуальные нормы традиционного судопроизводства продолжали играть существенную роль в 1940-е гг.
и оказывали влияние на рассмотрение дела в советских народных судах.
В связи с этим А.М.Ладыженский изложил свое понимание формы и степени сохранения некоторых норм обычного права горцев Северного Кавказа.
Для нынешних исследователей традиционного права народов Северного Кавказа эта часть исследования А.М.Ладыженского представляет особый интерес, поскольку им приходится иметь дело с народами, во многом утратившим традиционный образ жизни: то, что еще сохранялось на Северном Кавказе в 1940-е г., в 1990-е г.
с трудом можно обнаружить лишь в рассказах горцев старшего поколения.
Примечания 1.
Ковалевский М.
Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права.
М.1880; Гальперин С.Д.
Очерки первобытного права.
Спб.1893; Харузин Н.Н.
Очерки первобытного права.
М., 1898; Пост А.Г.
Зачатки государственных и правовых отношений (Очерки по всеобщей сравнительной истории государства и права).
М., 1901; Ковалевский М.
Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом.
Опыт в области сравнительной этнографии и истории права.
М., Вып.1-2.
1905; Башмаков А.А.
Очерки права родового, наследственного и обычного.
СПб., 1913 и др.
2.
Ковалевский М.
Современный обычай и древний закон.
Обычное право осетин в историкосравнительном освещении.
Т.2.
М., 21 1886.; Его же.
Историко-сравнительный метод в юриспруденции...
С.1-10.
3.
Хаханов А.
Суд общины у грузин-горцев // Этнограф, обозрение (далее ЭО).
1893 N 1.; Тесленко В.
О судоустройстве по обычному праву белорусов//ЭО.1893.
N 3; Хангалов М.Н.
Юридические обычаи у бурят // ЭО.
1894 N 2.; Изразцов Н.
Обычное право киргизов Семиреченской области // ЭО.
1897.
N 3; Миллер Б.Вс.
Из области обычного права карачаевцев // ЭО.1902.
N 1,3; 4 Пашуканис Е.Е.
Общая теория права и марксизма.
М.1924.
Малиновский И.А.
Лекции по истории русского права.
Варшава.
1915., его же.
Единая Россия и самостоятельность областей.
Р/Д.
1919.
4.
Танаевский В.А.
Программа для собирания сведений по обычному праву Вятского края.
Вятка.
1925.
5.
Игнатьева М.Н.
Обычное право якутов (Х\Л1-Х1Х в.).
автореф.
кан.дисс.
М.,1989; Дончев К.Т.
Обычное право болгарской деревни от освобождения до 40-х гг.
XX в.
автореф.
кан.дисс.
М., 1993; Викторин В.М.
Социальная организация и обычное право ногайцев Нижнего Поволжья (ХVIII-начало XX в.).
автореф.
кан.дисс.
Л., 1985; Куадже Р.З.
Социальные отношения и их отражение в неписанном феодальном праве Адыгеи (Черкесии) XVIII-первой половины XIX в.
автореф.
кан.дисс.
Тбилиси, 1988; Селюков Ф.Т.
Обычное право: основные понятия, структуры, функции и методы изучения.
М., 1991.
(Деп.
в ИИНИОНЕ); Табо М.Э.
Брак и семья по обычному праве Лесото, автореф.
кан.дисс.
М., 1984; Галбен А.И.
Развитие обычного права феодальной Молдавии (XVIII-первой половине XIX в.).
автореф.
кан.дисс.
Кишинев, 1982.
6.
Магомедов Р.М.
Адаты дагестанских горцев как исторический источник.
М.1960; Гарданов В.К.
Обычное право как источник для изучения социальных отношений у народов Северного Кавказа в ХVIIIначале XIX в.// Сов.
этнография (далее СЭ).
1960.
N 5.; Думанов Х.М.
Социальная структура кабардинцев в нормах адата первой половины XIX в.
Нальчик, 1990; Куадже Р.З.
Социальные отношения...; Кучмезова М.Ч.
Имущественное и наследственное права балкарцев в XIX в.// Вестник Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института.
В.6, Нальчик, 1972.; Азаматов К.Г.
Социально экономическое положение и обычное право балкарцев в

[стр.,81]

также следовала месть.
Как указывал М.Косвен, идея преступления часто не отличалась от идеи причинения вреда, что имело отражение и в русском языке, в котором слово вина была тождественна со словом причина, а выражение виноват, повинен, виновен тождественно с причинен и должен".
"Повинен уплатить", "искупить вину" в значении уплатить долг.
Однако у горцев наряду с причинением вреда преступлением считалось и нанесение обиды, в особенности проявление неуважения к родовому союзу.
С развитием государственной власти месть из досудебной становится местью по определению суда, а затем самоличным исполнением судебного приговора потерпевшим.

Примечания 1.
Ванети 3.
Индивидуализм и коллективизм в родовом быту осетин (общественный строй Осетии) // Известия осетинского Института краеведения.
Орджоникидзе, 1926, Вып.2.
С.399-400 2.
Христианович В.П.
Горная Ингушетия //Труды Северо-Кавказской Ассоциации научноисследовательских институтов.
Ростов на Дону, 1928, Вып.2.
С.72.
3.
Мен Е.Н.
On the aborignal inhabitants if the Andoman Islands.
London.
С.39.
4.
Furness W.H.
The Home Link of Borneo Head Huters.
Filadelphia.1902 5.
Висневский А.
Про хевсуров// Схiднiй Свiт.
1929.
N3(9) С.
15.
6.
Зибер Н.И.
Очерки первобытной экономической культуры.
М.
1883.
197 7.
Ковалевский М.М.
Закон и обычай на Кавказе.
М., 1890, Т.2, С.361.
8.
Зелинский С.П.
Народно-юридические обычаи у армян Закавказского края // Известия Кавказского отдела Русского Географического общества.
СПб, 1899, Т.12, Вып.З, С.180.
9.
Омаев X.
Малхиста.// Революция и горец.
1930.М 8, С.61.
10.
Леонтович Ф.И.
Адаты кавказских горцев.
Одесса, 1893, Вып.2.
С.
124.
11.
Тахтарев К.М.
Сравнительная история развития человеческого общества и общественных форм.
Л., 1924.
Ч.2, С.24.
12.
Там же.
С.29.
13.
Там же.
С.ЗЗ.
14.
Пожидаев В.П.
Горцы Северного Кавказа.
Владикавказ, 1926.
15.
Кодзаев А.
Н.
Древние осетины и Осетия.
Владикавказ, 1903, С.34.
16.
Худалов Н.Л.
Заметки о Хевсуретии // Записки Кавказского отдела Русского Географического общества.
Тифлис, 1890, Кн.14, Вып.1, С.21.
17.
Леонтович Ф.И.
Адаты кавказских ...
С.115, 18.
Данильченко Н.
Этнографические обычаи и народные верования, суеверия и предрассудки в Литинском уезде Каменец-Подольской губернии.
1868.
С.4.
19.
Гольдцигер.
Магометанское право в теории и в действительности.// Журнал сравнительного правоведения.
1889.
Т.8, N3 (на немецком языке).
20.
Комаров А.В.
Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ, Вып.1, 1868.
С.7.
21.
Косвен М.К.
Преступление и наказание в догосударственном обществе.
М.-Л., 1925.
22.
Колер И.
К учению о кровной мести.
(перевод Ритера), б/м и б/г.
23.
Леонтович Ф.И.
Адаты кавказских....
Вып.2.
24.
Омаров А.
Воспоминания муталима // ССКГ, 1869, Вып.2, С.30.
25.
Адаты южно-дагестанских обществ.//ССКГ, 1875, Вып.8.
26.
Комаров.
А.В.
Адаты...С.25.
198 27.
Адаты Даргинских обществ.
С.49, 89,116.
28.
Комаров А.В.
Адаты....
29.
Карлгоф Н.
О политическом устройстве черкесских племен".// Русский вестник.
1860.
N16.
30.
Косвен М.
К.
Преступление...С.11.
199 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Родовые объединения, которые правильнее называть первобытно общинными, сложились далеко не только как кровно-родственные, а возникли из экономических потребностей.
Сказанное, в первую очередь, относилась к так называемым родовым союзам на последней стадии их существования.
В монографии было приведено много примеров того, как дагестанские тохумы часто являлись производственными объединениями и позже стали носить характер цеховых организаций.
Первобытнообщинные объединения возникли не столько из кровно-родственных, сколько из экономических условий, нужно признать, что роды не являлись экономически равными и находились друг с другом в

[Back]