Проверяемый текст
Александр Ладыженский, Адаты горцев Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, Издательство СКНЦ ВШ 2003
[стр. 63]

крови получал его господин150, причем она обычно, как уж е указывалось выше, равнялась его покупной стоимости.
При этом представители правящей верхушки могли отказаться принимать плату за кровь.
Низшие сословия такого права не имели.
Все вышеуказанные положения были характерны и для других народов региона.
Так, у чеченцев, которым практически были неизвестны сословные отношения, в случае, если убитый принадлежал к крупному сильному тейпу (родовому союзу) за него уплачивалось 63 коровы; а если убитый был членом маленького тейпа, то цена крови была в три раза меньше151.
В Дагестане убивший раба не подлежал мести, а уплачивал цену крови его владельцу152.
Такие же положения зафиксированы у осетин, ногайцев, абазин.
Большую роль у кабардинцев при определении размера выкупа играло то, кто являлся убийцей мужчина или женщина, уздень или простой горец.
Интересно, что разные
члепы рода, к которому принадлежал преступник, должны были отвечать не одинаково.
Горцы начали различать степень вины и ответственности.
За некоторые наиболее оскорбительные преступления считалось позором требовать выкуп, за них надо было мстить.

Как уже отмечалось, цена крови обычно бралась железными изделиями, рабами и землей; последняя в условиях малоземелья особенно ценилась.
Так, согласно архивным данным, Чотчаевы забрали в уплату за кровь родовую землю Болуровых, лежащую на берегу р.
Хузрук; Доттаевы забрали в уплату за кровь землю Ксчсрука153.
Впоследствии уплата также производилась натурой, но в пересчете на денежную систему.
Отношения, существующие в середине XIX в., ярко характеризует документ, хранящийся в Краснодарском архиве, согласно которому: «...по адату об убийстве Киргоко Кипкеевым своего крестьянина Тохтара определено, чтобы Киргоко Кипкесв уплатил брату убитого им крестьянина Тохтара 300 150Эдиева, Ф.Д.
Социальный дуализм ибычая кровной м ест карачаевцев в XIX веке / Ф.Д.
Эдисва U Труды КЧНИИ.
Вып.
7.
Серия историческая.
Черкесск, 1974.
С.
336.
151Момакаев, М.
Чеченский тсПп в период его разложения / М.
Мамакиев.
Грозный, 1973.
С.
29-30.
152История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века.
М., 1988.
С.
286.
153 Цнт.
по: Свечннкова, ЛХ.
Обычай в правовой системе народов Северного Кавказа в XIX веке / Л.Г.
Свечннкова.
Ставрополь, 2003.
С.
142.
63
[стр. 39]

оправдался, то нельзя было обвинять никого больше, хотя бы и открылись обстоятельства, уличающие кого-либо другого(79).
В некоторых округах, как например, в Гунибском, можно было подозревать трех человек.
Если двое из них оправдывались, то виновным считался третий.
Когда кровная месть стала заменяться уплатой алыма, то была установлена целая шкала такс.
Как отмечал А.
Пост, "мало по малу развивающийся выкуп кровной мести и лишение мира ведет к замечательному явлению, а именно, к системе композиций, которая всюду на земном шаре соответствует переходу от господства союзов мира к государственности.
Всякое преступление может быть выкуплено уплатою определенной пени.
Так, 97 у реджангов на Суматре все наказания могут быть выкуплены деньгами.
У мангышских трухменов все тяжбы прекращались наложением денежных пени, или вознаграждением скотом; ни телесных наказаний, ни смертных казней там не существовало.
Калмыцкий Хан-Галдан весь основан на системе композиций; в сущности он заключает лишь пени"(80).
За мужчину полагалось платить больше, чем за женщину, за представителя высших сословий больше, чем за представителя низших сословий.
Между размером уплаты за обиду (выкупом кровной мести), размером калыма и размером выкупа в случае пленения было строгое соответствие.
Чем знатнее был род, тем дороже надо было платить за обиду, нанесенную его члену, тем больших размеров достигал калым за невесту из этого рода и тем дороже брали за выкуп за освобождение племенного члена этого рода.
При этом имелась в виду не только материальная выгода, но и престиж рода.
Известен случай, когда осетины селения Тиб потребовали от сородичей крупного дигорского феодала Гетагоза Туганова 36 коров за освобождение его из плена, однако Туганов крайне обиделся, что за него просят такой маленький выкуп.
"Во что бы вы оценили голову моего кавдасара?" с негодованием спрашивал он.
"Мой кавдасар и то дороже оценивается, а я ведь алдар", и когда по его требованию выкупная плата с него была увеличена до 54 быков, он остался доволен.
По Русской правде за кровь бояр платится 80 гривен, за смердов 40 гривен.
Но в Московской Руси, где служебное положение ставилось часто значительно выше сословной принадлежности бывали случаи, когда за "бесчестие раба, находившегося на службе, взыскивался больший штраф, чем за бесчестие свободного крестьянина и даже чем за бесчестие черного городского человека.
Так согласно Царского судебника за бесчестие крестьянина полагался один рубль штрафа, столько же как за бесчестие черного городского человека, или боярского человека молодшего (т.е.
холопа последнего разряда), между тем за бесчестие боярского доброго человека (холопа высшего разряда), назначался штраф в пять рублей(81).
Любопытна такса в собрании законов грузинского царя Вахтанга: статья 26 "на удовлетворение за кровь по убиении первейшего князя определяется 98 15300 руб., столько же за кровь епископа, а митрополита пятой частью менее того", статья 27 "за кровь среднего князя, который обыкновенно ниже первейшего -7680 руб.
Столько же за кровь епископа и за родственников первейшего князя..., статья 323 "за кровь крестьянина -120 руб.»(82).
Однако возвратимся к народам Северного Кавказа.
Большую роль у кабардинцев при определении размера выкупа играло то, кто являлся убийцей мужчина или женщина, уздень или простой горец.
Интересно, что разные
члены рода, к которому принадлежал преступник, должны были отвечать не одинаково.
Горцы начали различать степень вины и ответственности.
За некоторые наиболее оскорбительные преступления считалось позором требовать выкуп, за них надо было мстить.

Материальная компенсация всегда сопровождалась моральной компенсацией извинениями и унижениями.
Обряд извинений был очень сложен и в разных местах далеко не одинаков.
Обычно виновник шел на могилу убитого или во двор его с приношениями.
К его груди приставлялось ружье или кинжал и спрашивали: не так ли властны над ним теперь родственники убитого, как был он властен над ним, когда совершал преступление.
У некоторых народов, и отчасти у кабардинцев, выкуп мог носить и чисто символическое значение.
Так, родственники убитого давали родственникам потерпевшего на время лучшую лошадь, которую они дарили затем князю, а последний, в свою очередь, возвращал ее собственнику.
Тем не менее в большинстве случаев выплата была реальной.
Порядок ее совершения описан рядом авторов.
Канлы должен был до прощения не стричь волос и не бриться.
Если преступницей была женщина, то вместо нее можно было мстить ее мужу, или отцу, или брату.
За поранения и имущественные преступления мщение производилось менее настойчиво, выкупная такса была ниже, извинения не так унизительны.
Расходы на лечение возлагались на виновника.
Существовала особая такса за повреждение каждого члена.
Первоначально выкуп, несомненно, возник не из идеи получения эквивалента за причиненное зло, не из мысли о возмещении убытков, а из желания мстить.
Не имея возможности направить свою месть 99 против личности преступника, мститель захватывал его имущество.
Еще в договоре Ольги с греками мы

[Back]