Проверяемый текст
Александр Ладыженский, Адаты горцев Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, Издательство СКНЦ ВШ 2003
[стр. 64]

рублей, которые должны быть уплачены всяким имуществом, кроме оружия, в два срока: первые 200 рублей (из них 150 —землею, а 50 рублей —скотом и м деньгами), остальные 100 рублей скотом или деньгами.
Затем по окончании уплаты первых 200 рублей Киргоко Кипкеев должен быть направлен в Ставрополь для содержания в тюремном замке в продолжение шести месяцев»154.
Документ интересен не только тем, что владелец уплачивал цену крови зависимого от него крестьянина, хотя мог и отказаться от примирения с родственниками убитого155; а тем, что убийца приговаривался' к тюремному заключению, что было характерно для российского законодательства, правда, на небольшой срок.
Материальная компенсация всегда сопровождалась моральной компенсацией извинениями и унижениями.
Обряд извинений был очень сложен и в разных местах далеко не одинаков.
Обычно виновник шел на могилу убитого или во двор его с приношениями.
К его груди приставлялось ружье или кинжал и спрашивали: не так ли властны над ним теперь родственники убитого, как был он властен над ним, когда совершал преступление.
У некоторых народов, и отчасти у кабардинцев, выкуп мог носить и чисто символическое значение.
Так, родственники убитого давали родственникам потерпевшего на время лучшую лошадь, которую они дарили затем князю, а последний, в свою очередь, возвращал ее собственнику.
Тем не менее, в большинстве случаев выплата была реальной.
Порядок ее совершения описан рядом авторов.
Канлы должен был до прощения не стричь волос и не бриться.
Если преступницей была женщина, то вместо нее можно было мстить ее мужу, или отцу, или брату.
За поранения и имущественные преступления мщение производилось менее настойчиво, выкупная такса была ниже, извинения не так
64 154ГАКК Ф.
774.
-О н.
1 .Д.
250.
-Л 16 155 Об этом положении см.
подробнее: Комаров, А.В.
Адаты и судопроизводство по ним / А.В.
Комаров // ССКГ.
Вып.
1.
Тифлис, 1868.
С.
33-34.
[стр. 39]

оправдался, то нельзя было обвинять никого больше, хотя бы и открылись обстоятельства, уличающие кого-либо другого(79).
В некоторых округах, как например, в Гунибском, можно было подозревать трех человек.
Если двое из них оправдывались, то виновным считался третий.
Когда кровная месть стала заменяться уплатой алыма, то была установлена целая шкала такс.
Как отмечал А.
Пост, "мало по малу развивающийся выкуп кровной мести и лишение мира ведет к замечательному явлению, а именно, к системе композиций, которая всюду на земном шаре соответствует переходу от господства союзов мира к государственности.
Всякое преступление может быть выкуплено уплатою определенной пени.
Так, 97 у реджангов на Суматре все наказания могут быть выкуплены деньгами.
У мангышских трухменов все тяжбы прекращались наложением денежных пени, или вознаграждением скотом; ни телесных наказаний, ни смертных казней там не существовало.
Калмыцкий Хан-Галдан весь основан на системе композиций; в сущности он заключает лишь пени"(80).
За мужчину полагалось платить больше, чем за женщину, за представителя высших сословий больше, чем за представителя низших сословий.
Между размером уплаты за обиду (выкупом кровной мести), размером калыма и размером выкупа в случае пленения было строгое соответствие.
Чем знатнее был род, тем дороже надо было платить за обиду, нанесенную его члену, тем больших размеров достигал калым за невесту из этого рода и тем дороже брали за выкуп за освобождение племенного члена этого рода.
При этом имелась в виду не только материальная выгода, но и престиж рода.
Известен случай, когда осетины селения Тиб потребовали от сородичей крупного дигорского феодала Гетагоза Туганова 36 коров за освобождение его из плена, однако Туганов крайне обиделся, что за него просят такой маленький выкуп.
"Во что бы вы оценили голову моего кавдасара?" с негодованием спрашивал он.
"Мой кавдасар и то дороже оценивается, а я ведь алдар", и когда по его требованию выкупная плата с него была увеличена до 54 быков, он остался доволен.
По Русской правде за кровь бояр платится 80 гривен, за смердов 40 гривен.
Но в Московской Руси, где служебное положение ставилось часто значительно выше сословной принадлежности бывали случаи, когда за "бесчестие раба, находившегося на службе, взыскивался больший штраф, чем за бесчестие свободного крестьянина и даже чем за бесчестие черного городского человека.
Так согласно Царского судебника за бесчестие крестьянина полагался один рубль штрафа, столько же как за бесчестие черного городского человека, или боярского человека молодшего (т.е.
холопа последнего разряда), между тем за бесчестие боярского доброго человека (холопа высшего разряда), назначался штраф в пять рублей(81).
Любопытна такса в собрании законов грузинского царя Вахтанга: статья 26 "на удовлетворение за кровь по убиении первейшего князя определяется 98 15300 руб., столько же за кровь епископа, а митрополита пятой частью менее того", статья 27 "за кровь среднего князя, который обыкновенно ниже первейшего -7680 руб.
Столько же за кровь епископа и за родственников первейшего князя..., статья 323 "за кровь крестьянина -120 руб.»(82).
Однако возвратимся к народам Северного Кавказа.
Большую роль у кабардинцев при определении размера выкупа играло то, кто являлся убийцей мужчина или женщина, уздень или простой горец.
Интересно, что разные члены рода, к которому принадлежал преступник, должны были отвечать не одинаково.
Горцы начали различать степень вины и ответственности.
За некоторые наиболее оскорбительные преступления считалось позором требовать выкуп, за них надо было мстить.
Материальная компенсация всегда сопровождалась моральной компенсацией извинениями и унижениями.
Обряд извинений был очень сложен и в разных местах далеко не одинаков.
Обычно виновник шел на могилу убитого или во двор его с приношениями.
К его груди приставлялось ружье или кинжал и спрашивали: не так ли властны над ним теперь родственники убитого, как был он властен над ним, когда совершал преступление.
У некоторых народов, и отчасти у кабардинцев, выкуп мог носить и чисто символическое значение.
Так, родственники убитого давали родственникам потерпевшего на время лучшую лошадь, которую они дарили затем князю, а последний, в свою очередь, возвращал ее собственнику.
Тем не менее в большинстве случаев выплата была реальной.
Порядок ее совершения описан рядом авторов.
Канлы должен был до прощения не стричь волос и не бриться.
Если преступницей была женщина, то вместо нее можно было мстить ее мужу, или отцу, или брату.
За поранения и имущественные преступления мщение производилось менее настойчиво, выкупная такса была ниже, извинения не так
унизительны.
Расходы на лечение возлагались на виновника.
Существовала особая такса за повреждение каждого члена.
Первоначально выкуп, несомненно, возник не из идеи получения эквивалента за причиненное зло, не из мысли о возмещении убытков, а из желания мстить.
Не имея возможности направить свою месть 99 против личности преступника, мститель захватывал его имущество.
Еще в договоре Ольги с греками мы

[Back]