Проверяемый текст
Александр Ладыженский, Адаты горцев Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, Издательство СКНЦ ВШ 2003
[стр. 69]

тельное исполнение решения суда.
Позже оно стало осуществляться на основании решения судей, превращалось в исполнение судебного решения, производимое самим кредитором.
Наряду с этим
баранта являлась и предшественницей залогового права.
Имущество должника захватывалось с целью обеспечения
исполнения обязательства.
Таким образом,
баранта являлась предшественницей целого ряда юридических институтов и первоначально была тесно связана с кровной местью и междуродовой борьбой.
В значительной мере она являлась средством формирования классовой дифференциации, поскольку сильные роды
с ее помощью обогащались за счет слабых, разоряли и эксплуатировали их.
Термин
баранта имел несколько значений: 1) скота; 2) преступления в смысле грабежа в обычном смысле слова, т.е.
отнятия чужой вещи с целью ее присвоения; 3) военного захвата, угона или взятия в плен людей и скота; 4) наказания в виде захвата (конфискации) чужого имущества; 5) ареста (до суда) чужого имущества в обеспечение прав кредитора, а также обеспечения прав обиженного, обворованного и вообще потерпевшего материальный ущерб от неправильных действий ответчика; 6) меры обеспечения судебного приговора; 7) права сородичей убитого до осуществления кровомщения захватывать имущество убийцы и его сородичей; 8) права князя отбирать имущество у подвластных ему людей узденей и чагар в свою пользу.
Эти очень различные значения в то же время были тесно связаны
друг с другом и вытекали из одпого основания захвата чужого имущества, как правило, скота.
Как указывает А.М.
Ладыженский, на разном понимании слова «баранта» отразилось развитие общественных отношений от чисто родоплеменных до феодальных.
Так, например,
баранта в смысле права сородичей убитого до исполнения кровомщения захватывать, барантовать имущество убийцы и его сородичей несомненно являлась пережитком чисто родовых обычаев.
Баранта в смысле права князя отбирать имущество у подвластных ему узденей и чагар являлась феодальной нормой.
Здесь мы имеем то же, что и с обычаем уплаты калыма, и выкупом кровной мести, и обычаями так называемой
взаи69
[стр. 41]

согласии похищенной и ее родных имеет место.
Перейдем теперь к случаям похищения скота "барамте".
В случае кражи скота, или другого имущества потерпевший объявлял, что уплатит известную сумму тому, кто укажет вора.
Указывающий, "айгак", обыкновенно получал за это плату.
Но он опасался, что вор и его родственники будут мстить ему и потому старался скрыть свой донос.
Воры должны были возвратить похищенное, а, кроме того, уплатить расходы айгаку и штраф.
У народов, где существовала княжеская власть, князья могли сажать воров в подвалы и держать их там до тех пор, пока преступники не уплачивали всего следуемого с них.
Если кровная месть являлась родовым самосудом, направленным против личности членов рода обидчика, то барамта, или баранта, представляла собою родовой самосуд, направленный против имущества членов враждебного рода.
Сам обиженный или любой член его рода имел право обратиться к насильственному захвату имущества не только самого обидчика, но и любого из членов его рода.
На Западном Кавказе предметами такого захвата обыкновенно являлись стада баранов, почему этот институт и получил название барамты.
102 Вторым название является "ишкиль".
Л.В.
Комаров указывал , что " брать баранту следует с тем, кто не отделился от тохума ответчика"(86).
Затем по мере изживания родовых представлений барантование ограничивалось только имуществом самого обидчика.
Э.Тавернье отмечал, что барамта была очень распространена и в Грузии, хотя Вахтанг принимал меры к ее искоренению.
В Хевсуретии, Пшавии и Тушетии первое что делает хозяин украденной скотины он захватывал все, что попадется под руку из имущества вора.
Как указывал М.М.
Ковалевский, "всякому, кто знаком с содержанием древнейших законодательных памятников, самоуправный захват, практикуемый с целью удовлетворения гражданской претензии, порожденной имущественным преступлением, или простым неплатежом долга, представляется чем-то вполне знакомым"(87).
Так как у горцев личная и имущественная ответственность, равно как и сами преступления против личности и имущества сливались часто друг с другом, то и барамта сливалась с кровной местью.
Так, не отдача долга являлась обидой и вызывала кровную месть, которая могла быть заменена денежным обязательством, обеспечиваемым барамтой.
Подобно тому, как одно кровомщение часто вызывало другое, так же точно и один самоуправный захват чужого имущества вызывал другой и барамта могла вестись бесконечно, переходя подобно кровомщению в войну между родами.
В силу того, что осуществить барамту могли, как и кровную месть, главным образом, сильные и влиятельные роды, барамта превращалась часто средство эксплуатации более сильным и богатым родом рода менее сильного и более бедного.
По мнению ответчика, каждый раз, когда размер захваченного имущества превышал сумму долга, должник, считая себя в свою очередь обиженным, имел право захватить имущество и того, кто захватил его имущество.
Для того, чтобы избежать непрекращающейся цепи самоуправств, обращались к суду посредников.
Таким образом, самоуправство превращается в досудебное предварительное исполнение решения суда.
Позже оно стало осуществляться на основании решения судей, превращалось в исполнение судебного решения, производимое самим кредитором.
Наряду с этим
барамта являлась и предшественницей залогового права.
Имущество должника захватывалось с целью обеспечения
103 исполнения обязательства.
Таким образом,
барамта являлась предшественницей целого ряда юридических институтов и первоначально была тесно связана с кровной местью и междуродовой борьбой.
В значительной мере она являлась средством формирования классовой дифференциации, поскольку сильные роды
на ее помощью обогащались за счет слабых, разоряли и эксплуатировали их.
Термин
барамта, или баранта имел несколько значений: 1)скота, 2)преступления в смысле грабежа в обычном смысле слова, т.е.
отнятия чужой вещи с целью ее присвоения, 3)военного захвата, угона или взятия в плен людей и скота, 4)наказания в виде захвата (конфискации) чужого имущества, 5)ареста (до суда) чужого имущества в обеспечение прав кредитора, а также обеспечения прав обиженного, обворованного и вообще потерпевшего материальный ущерб от неправильных действий ответчика, 6)меры обеспечения судебного приговора, 7)права сородичей убитого до осуществления кровомщения захватывать имущество убийцы и его сородичей, 8)права князя отбирать имущество у подвластных ему людей узденей и чагар в свою пользу.
Эти очень различные значения в то же время были тесно связаны
с друг другом и вытекали из одного основания захвата чужого имущества, как правило, скота.
На разном понимании слова "барамта" отразилось развитие общественных отношений от чисто родоплеменных до феодальных.
Так, например,
барамта в смысле права сородичей убитого до исполнения кровомщения захватывать, барамтовать имущество убийцы и его сородичей несомненно являлась пережитком чисто родовых обычаев.
Барамта в смысле права князя отбирать имущество у подвластных ему узденей и чагар являлась феодальной нормой.
Здесь мы имеем то же, что и с обычаем уплаты калыма, и выкупом кровной мести, и обычаями так называемой
взаимопомощи.
Напомним, что калым возник, как выкуп кровной мести за похищение невесты, затем он превратился в компенсацию роду, вырастившему невесту, за расходы на ее выращивание, поскольку этот род лишался рабочей силы ими вскормленной.
После чего калым начал превращаться в приданное, но

[Back]