Проверяемый текст
Бабич И.Л. Эволюция правовой культуры адыгов, 1860-1990-е годы. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. – 238 с.
[стр. 73]

невский писал по этому поводу: «Буде кто отважится обидеть приезжего гостя, повинен заплатить хозяину одного ясыря...
Такая пеня налагается только за бесчестие, нанесенное дому, где случилась гостю обида»179.
Эти данные подтверждаются и Л.Я.
Люлье, который писал, что за оскорбление гостя уплачивался денежный штраф в размере одной схаш .
Как преступление расценивалось оскорбление человека словами на местном языке, обозначавшими людей низкого происхождения (например, в русском переводе: сын гумна, сын собаки, незаконнорожденный) либо русскими словами, обозначавшими лиц, пойманных на воровстве (вор) или лиц, замеченных в скотоложестве (гяур и скот)181.
Осетины обижались, если их называли бесхвостым быком, коровой, ослом, собакой, ишаком, кавдасардом, т.е.
незаконорожденным (рожденным от второй, незаконной жены) и наконец, абреком182.

Оскорблением считалась и клевета.
В селении Суворовско-Черкесском сельчанин обвинил своего брата в том, что их мать, проживающая с последним, будучи старой немощной женщиной, вынуждена работать на сына.
Брат счел себя оскорбленным, так как это не соответствовало действительности183.

Интересно, что у народов Северного Кавказа имелись места, где нанесение оскорбления считалось особенно невыносимым.
Одним из таких мест была мечеть.

Б архивных материалах есть дела, в которых описаны случаи нанесения оскорбления, совершенные в мечетях.
Так, в западноадыгском селении
Эдспсукай-2 ссора произошла именно в мечети.
Во время одного из главных мусульманских праздников, как указано в архивном деле, прихожане поочередно читали Коран.
Один из них ошибся и прочел то, что следовало читать во время обычной, а не праздничной службы.
Другой прихожанин сделал ему замечание.
Первый обиделся и подал на обидчика жалобу в суд.
В
179 Бронсвский, С.М.
Новейшие географические и исторические сведения о Кавказе.
Ч.
2.
/ С.М.
Бронсвский.м ., 1923.-С .
118-119.
1&3Люльс, Л.Я.
Учреждения и народные обычаи шапсугов и натухажцев.
С.
14.
181 См.: Грабовский, Н.Ф, Очерки суда и уголовных преступлений в Кабардинском округе / И.Ф.
Грабовскпй /'ССКГ.
Вып.
4.
Тифлис, 1870.
С.
44; Бларамберг, И.Ф.
Кавказская рукопись.
С.
387.
8? Маргиев, В.И.
История государства и права Осетии / В.И.
Маргиев.
Майкоп, 1997.
С.
J87.
ls*Бабич, И Л .
Указ.
раб, С.
37.
73
[стр. 6]

34 Российские экономические реформы привели к тому, что в начале ХХ в.
в адыгской общине стал шире использоваться наемный труд и появились новые категории общинников наемные работники и работодатели.
Часто случалось, что работодателем становился представитель высшего сословия, который относился к наемным работникам как к зависимым от него холопам.
Наемники не соглашались с таким отношением к себе.
Если работодатель наносил им оскорбление, наемный работник в ответ причинял виновному физический или материальный ущерб.
Так, один уздень нанял работника, который в срок выполнил необходимую работу.
Но работодатель отказался заплатить за работу, за что был избит наемным работником 47 .
Оскорбление женщин (жены, матери, дочери, сестры или просто знакомой девушки).
В дореформенное время по отношению к женщинам из привилегированных сословий соблюдались определенные нормы этикета, нарушение которых расценивалось как оскорбление.
Так, оскорблением было любое сказанное в их адрес неприличное слово.
К.Ф.Сталь описал подобную ситуацию.
В присутствии княгини Айтековой, жены темиргоевского князя Джембулата, жена его конвойного совершила, как пишет К.Ф.Сталь, ‘‘какое-то мелкое неприличие‘‘.
Княгиня тут же распорядилась убить двух быков, принадлежавших этой несчастной женщине, и съесть их 48 .
Однако в пореформенное время подобные нарушения стали повсеместными.
В судебные органы стали поступать многочисленные жалобы от женщин из привилегированных сословий, в которых они писали о том, что их часто оскорбляли русскими нецензурными словами или называли ‘‘скверными женщинами‘‘ 49 .
Чаще всего подобные оскорбления сопровождались обвинением женщины в прелюбодеянии.
Приведем пример.
В западноадыгском ауле Пшекуй произошел конфликт между сельчанами.
Мужчина назвал сельчанку ‘‘распутной женщиной‘‘ и далее использовал русские нецензурные слова за то, что она, по его сведениям, будучи замужем, имела любовную связь с жителем соседнего аула Понежукай 50 .
Для любой женщины и ее мужа большим оскорблением считалось, если какой-либо адыг хвастался мужу, что украдет его жену, или если мужчина снимал платок с головы девушки или вдовы.
Другую форму оскорбления женщины описал Н.Ф.Грабовский.
На одной вечеринке молодой человек танцевал с девушкой.
Увидев редкого гостя, приехавшего издалека, он в знак уважения предложил ему свою девушку для танца.
Этот жест гостеприимства, который был оказан почетному гостю 51 , был расценен братом девушки как оскорбление 52 .
Для девушки, оскорбляющим ее и ее близких родственников действием, было смазывание дегтем дверей дома, в котором она жила 53 .
В осетинском обществе также считалось обидным, если кто-либо плохо отнесется к знакомой девушке или женщине, особенно к родственнике.
Обычно мужчины обижались на тех , кто без разрешения входил в чужое помещение, если в нем находились женщины 54 .
Оскорбление человека адыгскими словами, обозначавшими людей низкого происхождения /приведем кабардинские слова: хамуко (по-русски сын гумна), хьэм икъуа (по-русски сын собаки), тльхо кошао (по-русски человек неправильно рожденный, или юноша тайком рожденный) 55 , зинэкIэ къальхуа (по-русски незаконнорожденный)/ или русскими словами, обозначавшими либо лиц, пойманных на воровстве (вор), либо лиц, замеченных в скотоложестве (гяур и скот) 56 .
Осетины обижались, если их называли бесхвостым быком, коровой, ослом, собакой, ишаком, кавдасардом, т.е.
незаконорожденным ( рожденным от второй, незаконной жены) и наконец, абреком
57 .
Оскорблением считалась и клевета.
В селении Суворовско-Черкесском сельчанин обвинил своего брата в том, что их мать, проживающая с последним, будучи старой немощной женщиной, вынуждена работать на сына.
Брат счел себя оскорбленным, так как это не соответствовало действительности
58 .


[стр.,7]

35 Оскорбление действием.
У большинства народов Северного Кавказа, большим оскорблением считалось отрезание хвостов у лошадей 59 .
Для осетин серьезным оскорблением было оскорбление могил покойников или вынос из дома фамильной цепи, что рассматривалось ими как оскорбление чести всего двора или рода 60 .
Удар плетью человека или его лошади в адыгской общине также означало оскорбительный акт.
Как отмечал А.М.Ладыженский, у северокавказских народов убийство собаки являлось не только причинением хозяйственного ущерба, но и формой оскорбления 61 .
Несоблюдение этикета по отношению к пожилым людям расценивалось как оскорбление 62 .
Оскорбление этнического достоинства.
Я обнаружила только одно дело, связанное с подобными видом оскорбления.
Так, во время разговора кабардинец из селения Атажукино-1 сказал балкарцу из Урусбиевского общества: "Убирайся, поганый горец!" Балкарец счел это за оскорбление и пожаловался на кабардинца в суд 63 .
Оскорбление религиозного чувства.
Подобное оскорбление религиозных чувств могло быть выражено, например, в обвинении отсутствия у человека веры в Аллаха.
Про такого адыга могли сказать: "нечистый душой".
Так, в одном архивном деле я нашла прошение юнкера милиции Мусы Джеримова из западноадыгского селения Ассоколай.
Находясь в кампании, где было много авторитетных сельчан, в том числе и стариков, он был оскорблен подобным образом 64 .
Оскорбление религиозных чувств чаще было распространено в осетинском обществе, поскольку осетины исповедывали и ислам, и православие.
Сельчане могли поссориться, если кто-либо из осетин, проживавших в православном селении, для проведения похорон не пригласил священника и не исполнил православного обряда.
Традиционно в адыгских селениях имелись места, где нанесение оскорбления считалось особенно невыносимым.
Одним из таких мест была мечеть.

В архивных материалах есть дела, в которых описаны случаи нанесения оскорбления, совершенные в мечетях.
Так, в западноадыгском селении
Эдепсукай-2 ссора произошла именно в мечети.
Во время одного из главных мусульманских праздников, как указано в архивном деле, прихожане поочередно читали Коран.
Один из них ошибся и прочел то, что следовало читать во время обычной, а не праздничной службы.
Другой прихожанин сделал ему замечание.
Первый обиделся и подал на обидчика жалобу в суд.
В
ней он, описывая данный конфликт, подчеркнул, что для адыга нанесение оскорбления в мечети большой позор 65 .
В другом селении, СуворовскоЧеркесском, произошел конфликт между двумя служителями сельской мечети: муадзином и старшим эфендием.
Во время вечерней молитвы в период поста Рамадан старший эфендий при всех молящихся назвал муадзина "сукиным сыном".
Оскорбленный подал на эфендия в Екатеринодарский горский словесный суд жалобу, в которой акцентировал внимание судей на том, что его оскорбили в святом месте 66 .
Оскорбление должностного лица.
В пореформенное время российская областная администрация учредила в селах местную администрацию, состоявшую из старшины, писаря, сельских доверенных и т.д., выполнявших различные управленческие функции.
Областные чиновники осуществляли контроль за их деятельностью и защищали их от оскорбительных нападок со стороны сельчан.
В случае оскорбления должностное лицо подавало жалобу в словесный суд.
Таких жалоб, как показывают судебные материалы того времени, было много 67 .
П р и ч и н е н и е т е л е с н ы х п о в р е ж д е н и й.
Драки.
В целом драки можно разделить на две категории: кулачные 68 и драки с использованием различных предметов (плети, палки, бревна, колья или косы) 69 .
Во время драк адыги, как правило, не наносили друг другу серьезного физического ущерба.

[Back]