ней он, описывая данный конфликт, подчеркнул, что для адыга нанесение оскорбления в мечети большой позор184. В другом селении, СуворовскоЧеркесском, произошел конфликт между двумя служителями сельской мечети: муадзииом и старшим эфендием. Во время вечерней молитвы в период поста Рамадан старший эфендий при всех молящихся назвал муадзина «сукиным сыном». Оскорбленный подал на эфендия в Екатеринодарский горский словесный суд жалобу, в которой акцентировал внимание судей на том, что его оскорбили в святом месте185. У большинства народов Северного Кавказа, большим оскорблением считалось отрезание хвостов у лошадейш . Для осетин серьезным оскорблением было оскорбление могил покойников или выпос из дома фамильной цепи, что рассматривалось ими как оскорбление чести всего двора или рода187. Удар плетью человека или его лошади в адыгской общине также означало оскорбительный акт. Как отмечал Л.М. Ладыженский, у северокавказских народов убийство собаки являлось не только причинением хозяйственного ущерба, по и формой оскорбления188. Несоблюдение этикета но отношению к пожилым людям расценивалось как оскорбление189. Преступным считалось и оскорбление женщин (жепы, матери, дочери, сестры или просто знакомой девушки). В дореформенное время по отношению к женщинам из привилегированных сословий соблюдались определенные нормы этикета, нарушение которых расценивалось как оскорбление. Так, оскорблением было любое сказанное в их адрес неприличное слово. К.Ф. Сталь описал подобную ситуацию. В присутствии княгини Ай.тсковой, жены темиргоевского князя Джембулата, жена его конвойного совершила, как пишет К.Ф. Сталь, «какое-то мелкое неприличие». Княгиня тут же распоряди74 ,BJГАКК. Ф. 660. Он. 1. Д. 10(9. 185ГАКК. Ф. 660. Оп.1. Д. 1016. 186Бабич, ИЛ. Там же. 1а' Мартен, В.И. История государства и права Осетии. С. 187. 188Ладыженский, А.М. Апаты горней Северного Кавказа. ~С. 105. 189Бабич, ИЛ. Указ. раГ>. С. 38. |
34 Российские экономические реформы привели к тому, что в начале ХХ в. в адыгской общине стал шире использоваться наемный труд и появились новые категории общинников наемные работники и работодатели. Часто случалось, что работодателем становился представитель высшего сословия, который относился к наемным работникам как к зависимым от него холопам. Наемники не соглашались с таким отношением к себе. Если работодатель наносил им оскорбление, наемный работник в ответ причинял виновному физический или материальный ущерб. Так, один уздень нанял работника, который в срок выполнил необходимую работу. Но работодатель отказался заплатить за работу, за что был избит наемным работником 47 . Оскорбление женщин (жены, матери, дочери, сестры или просто знакомой девушки). В дореформенное время по отношению к женщинам из привилегированных сословий соблюдались определенные нормы этикета, нарушение которых расценивалось как оскорбление. Так, оскорблением было любое сказанное в их адрес неприличное слово. К.Ф.Сталь описал подобную ситуацию. В присутствии княгини Айтековой, жены темиргоевского князя Джембулата, жена его конвойного совершила, как пишет К.Ф.Сталь, ‘‘какое-то мелкое неприличие‘‘. Княгиня тут же распорядилась убить двух быков, принадлежавших этой несчастной женщине, и съесть их 48 . Однако в пореформенное время подобные нарушения стали повсеместными. В судебные органы стали поступать многочисленные жалобы от женщин из привилегированных сословий, в которых они писали о том, что их часто оскорбляли русскими нецензурными словами или называли ‘‘скверными женщинами‘‘ 49 . Чаще всего подобные оскорбления сопровождались обвинением женщины в прелюбодеянии. Приведем пример. В западноадыгском ауле Пшекуй произошел конфликт между сельчанами. Мужчина назвал сельчанку ‘‘распутной женщиной‘‘ и далее использовал русские нецензурные слова за то, что она, по его сведениям, будучи замужем, имела любовную связь с жителем соседнего аула Понежукай 50 . Для любой женщины и ее мужа большим оскорблением считалось, если какой-либо адыг хвастался мужу, что украдет его жену, или если мужчина снимал платок с головы девушки или вдовы. Другую форму оскорбления женщины описал Н.Ф.Грабовский. На одной вечеринке молодой человек танцевал с девушкой. Увидев редкого гостя, приехавшего издалека, он в знак уважения предложил ему свою девушку для танца. Этот жест гостеприимства, который был оказан почетному гостю 51 , был расценен братом девушки как оскорбление 52 . Для девушки, оскорбляющим ее и ее близких родственников действием, было смазывание дегтем дверей дома, в котором она жила 53 . В осетинском обществе также считалось обидным, если кто-либо плохо отнесется к знакомой девушке или женщине, особенно к родственнике. Обычно мужчины обижались на тех , кто без разрешения входил в чужое помещение, если в нем находились женщины 54 . Оскорбление человека адыгскими словами, обозначавшими людей низкого происхождения /приведем кабардинские слова: хамуко (по-русски сын гумна), хьэм икъуа (по-русски сын собаки), тльхо кошао (по-русски человек неправильно рожденный, или юноша тайком рожденный) 55 , зинэкIэ къальхуа (по-русски незаконнорожденный)/ или русскими словами, обозначавшими либо лиц, пойманных на воровстве (вор), либо лиц, замеченных в скотоложестве (гяур и скот) 56 . Осетины обижались, если их называли бесхвостым быком, коровой, ослом, собакой, ишаком, кавдасардом, т.е. незаконорожденным ( рожденным от второй, незаконной жены) и наконец, абреком 57 . Оскорблением считалась и клевета. В селении Суворовско-Черкесском сельчанин обвинил своего брата в том, что их мать, проживающая с последним, будучи старой немощной женщиной, вынуждена работать на сына. Брат счел себя оскорбленным, так как это не соответствовало действительности 58 . 35 Оскорбление действием. У большинства народов Северного Кавказа, большим оскорблением считалось отрезание хвостов у лошадей 59 . Для осетин серьезным оскорблением было оскорбление могил покойников или вынос из дома фамильной цепи, что рассматривалось ими как оскорбление чести всего двора или рода 60 . Удар плетью человека или его лошади в адыгской общине также означало оскорбительный акт. Как отмечал А.М.Ладыженский, у северокавказских народов убийство собаки являлось не только причинением хозяйственного ущерба, но и формой оскорбления 61 . Несоблюдение этикета по отношению к пожилым людям расценивалось как оскорбление 62 . Оскорбление этнического достоинства. Я обнаружила только одно дело, связанное с подобными видом оскорбления. Так, во время разговора кабардинец из селения Атажукино-1 сказал балкарцу из Урусбиевского общества: "Убирайся, поганый горец!" Балкарец счел это за оскорбление и пожаловался на кабардинца в суд 63 . Оскорбление религиозного чувства. Подобное оскорбление религиозных чувств могло быть выражено, например, в обвинении отсутствия у человека веры в Аллаха. Про такого адыга могли сказать: "нечистый душой". Так, в одном архивном деле я нашла прошение юнкера милиции Мусы Джеримова из западноадыгского селения Ассоколай. Находясь в кампании, где было много авторитетных сельчан, в том числе и стариков, он был оскорблен подобным образом 64 . Оскорбление религиозных чувств чаще было распространено в осетинском обществе, поскольку осетины исповедывали и ислам, и православие. Сельчане могли поссориться, если кто-либо из осетин, проживавших в православном селении, для проведения похорон не пригласил священника и не исполнил православного обряда. Традиционно в адыгских селениях имелись места, где нанесение оскорбления считалось особенно невыносимым. Одним из таких мест была мечеть. В архивных материалах есть дела, в которых описаны случаи нанесения оскорбления, совершенные в мечетях. Так, в западноадыгском селении Эдепсукай-2 ссора произошла именно в мечети. Во время одного из главных мусульманских праздников, как указано в архивном деле, прихожане поочередно читали Коран. Один из них ошибся и прочел то, что следовало читать во время обычной, а не праздничной службы. Другой прихожанин сделал ему замечание. Первый обиделся и подал на обидчика жалобу в суд. В ней он, описывая данный конфликт, подчеркнул, что для адыга нанесение оскорбления в мечети большой позор 65 . В другом селении, СуворовскоЧеркесском, произошел конфликт между двумя служителями сельской мечети: муадзином и старшим эфендием. Во время вечерней молитвы в период поста Рамадан старший эфендий при всех молящихся назвал муадзина "сукиным сыном". Оскорбленный подал на эфендия в Екатеринодарский горский словесный суд жалобу, в которой акцентировал внимание судей на том, что его оскорбили в святом месте 66 . Оскорбление должностного лица. В пореформенное время российская областная администрация учредила в селах местную администрацию, состоявшую из старшины, писаря, сельских доверенных и т.д., выполнявших различные управленческие функции. Областные чиновники осуществляли контроль за их деятельностью и защищали их от оскорбительных нападок со стороны сельчан. В случае оскорбления должностное лицо подавало жалобу в словесный суд. Таких жалоб, как показывают судебные материалы того времени, было много 67 . П р и ч и н е н и е т е л е с н ы х п о в р е ж д е н и й. Драки. В целом драки можно разделить на две категории: кулачные 68 и драки с использованием различных предметов (плети, палки, бревна, колья или косы) 69 . Во время драк адыги, как правило, не наносили друг другу серьезного физического ущерба. |