женщины ее дом весь мир ее». Первое время после свадьбы молодая жена должна была жить не в доме мужа, а скрываться где-либо. Первый год после брака замужняя женщина не могла ни к кому ходить в гости. Через год она могла начать ходить в гости к своим близким родственникам195. •Есть масса примеров преступных деяний, связанных с прелюбодеянием. Так, за измену жены один обманутый муж откусил любовнику ухо, другой убил любовника, отрезал жене нос и привязал ее к трупу убитого любовника. продержав женщину в таком положении три дня196. На суровое отношение к лицам, совершающим прелюбодеяние, указывал и И.Ф. Бларамберг, который писал: «Право гостеприимства распространяется и на преступников, но из этого числа исключаются те, кто украл помолвленную1невесту или замужнюю женщину, кто нарушил супружескую верность, убил родителей или совершил противоестественный грех»197. В кабардинских адатах можно найти примеры прелюбодеяния^ наказывающегося но; шариату: «Имеющий жену и уличенный в прелюбодеянии по закону лишается жизни, но тот же поступок, совершенный холопом, подвергает его наказанию ста ударами; это называется ход-тазир»198. Вообще тазир -это меры наказания, не предусмотренные в Коране, но устанавливаемые и применяемые в зависимости от решения кади или имама. Интересно, что согласно этим же адатам, «кто мужчину будет обличать в прелюбодеянии, а женщину назовет б... и не докажет ясно обвинения посредством двух свидетелей, наказывается 80 ударами»199. То есть в данном случае мы сталкиваемся с недоказанным (ложным) обвинением в прелюбодеянии (казаф). Данное преступление входит в число тяжких преступлений против Аллаха, закрепленных в Коране. 19,1 См. подробнее: Ладыженский, Л.М. Обычное семейное право черкес / А.М. Ладыженский // Новый Восток, 1928.-Кн. 22. 195 Грабовский, Н.Ф. Очерки суда и уголовных преступлений в Кабардинском.округе / Н.Ф. Грабовский // ССКГ. Вып. 4. Тифлис, 1870. С. 26; Бабич, Л.И. Месть в пореформенном адыгском обществе. С. 229. 197Бларамберг, И.Ф. Кавказская рукопись. С. 101. 198Леонтович, Ф.И. Адаты кавказских горцев...Выпуск I. С. 227. 199Леонтович, Ф.И. Адаты кавказских горцев... Выпуск I. С. 228. |
считалось, что на остальных коров имеют право ее дети)(57). Убийца жены терял всякое общественное уважение и не мог нигде показаться. Еще больше, чем детоубийцы, отвечают отцеубийцы. Им должны были мстить родственники убитого, если они их не простили и не усыновили вновь. Матереубийца платил за кровь не только отцу, но и когнатам своей матери. В Кайтаго Табасаранском округе дом убийцы сжигался и его братья вправе были преследовать его как вообще преследуют убийцу, который становился абреком. Матереубийцу же родные его братья не должны были преследовать и он платил пониженный выкуп по сравнению с убийцами посторонних людей. Кроме выкупных денег родители детоубийцы должны были уплатить штраф на общественные нужды. Правило о штрафе, являлось, конечно, сравнительно новым. Оно сложилось, когда наряду с кровными союзами начали возникать союзы территориальные. При феодализме помещики были заинтересованы в том, чтобы не убивали их работников, крестьян и воинов. Но не только князья и начальники считали нужным карать за убийство одного из членов семьи другого, но и общество не относилось к этому равнодушно. Часто убийцу своего близкого родственника изгоняли из аулов. Он становился абреком. Сванеты и 83 балкарцы надевали на шею отцеубийцы цепь из камней ("каа"), что отчасти напоминало побиение камнями, о котором говорится в библит. Таким образом, мы видим, что нормы о наказании за убийство членами одной и той же семьи или одного и того же рода друг друга в разных местах далеко не одинаковы. Эта неодинаковость вытекает не только из различия убеждений разных народов Кавказа, но и из неодинакового понимания их записывающихся. Обыкновенно строго установлены были только основные положения адатов. Детали же крайне изменчивы и неопределимы. Это хорошо отметили сами собиратели обычаев. Так, например, в Своде адатов горцев Северного Кавказа мы читаем:" У племен, обитающих на северной покатости Кавказского хребта нельзя отыскать определительность права, строгости в постановлениях и точности в условиях жизни общественной"(58). Однако всюду у горцев считалось, что члены одного и того же рода, даже глава семьи, не вправе посягать без основания на своих родственников. Отцовской власти в смысле как обычно понимается римская partria potestas, у горцев не существовало, а власть над женой была ограничена благодаря экзогамии родственниками жены. Но, с другой стороны, мы видим, что члены одного и того же рода имеют право наказывать даже смертию своих родичей, которые совершили преступление. Кроме убийства строго каралось прелюбодеяние. Так, например, в некоторых наибствах Аварского округа существовало правило, что если кто-либо застанет свою жену, мать, дочь, сестру, племянницу, внучку или тетку in fragranti, он должен был убить не только виновницу, но и ее партнера, причем никакой платы за кровь он никому не должен был вносить. Если же он убивал или ранил мужчину, а родственницу оставлял невредимой, то должен был поклясться вместе с 25-ью ближайшими родственниками, что застал соблазнителя при совершении полового акта. Если соблазнитель скрывался невредимым, то между им и обманутым мужем возникало состояние кровной мести. Если же он ее простил, а соблазнителя убивал, то между ним и родом убитого опять-таки возникало состояние кровной вражды. В некоторых местах, как например, в верхнем Кайтане, соблазнитель мог жениться на своей любовнице и примириться с ее прежним мужем, уплатив ему калым. Но обманутый муж вправе был не 84 отдать жену, а убить ее. А.М. Дирр сообщает, что ему в 1904 г. рассказывали, как в Дагестане одна "изменница" была задушена между двумя досками. Согласно магометанскому закону за соблазнение девицы полагалось 100 ударов, а за соблазнение замужней женщины побиение камнями(59). Такое более строгое наказание за соблазнение замужней основывалось на взгляде, что этим нарушаются священные права мужа. И в русском дореволюционном Уголовном Уложении мы встречаемся с более строгими наказаниям за половые преступления против замужних женщин. Например, изнасилование замужних по нашему дореволюционному праву каралось строже, чем изнасилование девицы. У горцев же вообще девушки издавна пользовались меньшей охраной, чем замужние, что мы наблюдали в аулах Каменомостном (Кабарда) и Тебердинском (Карачай). Они могли ходить по воду, танцевать на вечеринках с мужчинами, однако не имели права сидеть или стоять с ними. Замужним же запрещалось показываться без крайней необходимости за пределами двора. Магометанская пословица: "Для мужчины весь мир дом его. Для женщины ее дом -весь мир ее". Первое время после свадьбы молодая жена должна была жить не в доме мужа, а скрываться где-либо. Первый год после брака замужняя женщина не могла ни к кому ходить в гости. Через год она могла начать ходить в гости к своим близким родственникам(60). Похищение невест и укрывание их является пережитком первоначального положения, когда при экзогамии крали невест и должны были скрывать их. Вся тяжелая работа лежит на женщинах, хотя постепенно и мужчины из бывших джигитов и воинов становились земледельцами и ремесленниками. Но и теперь еще можно видеть, что горец едет верхом, а жена его лошадь ведет под уздцы. Горцы, у которых нет сыновей, а одни дочери, говорят, что вообще у них нет детей. У осетин правда взгляд на |