Проверяемый текст
Александр Ладыженский, Адаты горцев Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, Издательство СКНЦ ВШ 2003
[стр. 79]

пастбищах, среди табунщиков202.
Тем не менее, родственники должны были убивать тех, кто вел явно непотребный образ жизни педеристов, скотоложцев и т.д.
Считалось, что они позорили весь род.
Если его собственный род не убивал такого человека, то над ним и его родом насмехались203.
Таким образом,
из всего вышесказанного молено сделать следующие выводы.
До введения русских законов источниками норм внешнего поведения (права) у народов Северного Кавказа были адат или обычай, маслагат или соглашение, а также прецедент и шариат магометанский религиозный закон.
С начала XIX.
века среди кавказских пародов наблюдается сосуществование обычного права, мусульманского права и позитивного права Российской империи.
Однако обычное право, в силу влияния мусульманского и русского нрава, в ХГХ в.
подвергалось более или менее значительным ограничениям.
Многие его институты, в особенности те из них, которые шли в разрез с новыми условиями жизни (например, древний институт кавказских горцев кровомщение и пр.), были отменены русскими законами, последние затем постепенно вытесняли адаты из местной судебной практики.
У народов Северного Кавказа преступлением считались наказуемые деяния, направленные против личности или имущества.
Но четко сформулированного понятия преступления и четко сформулированных составов не существовало, как не существовало и прямой связи между серьезностью нанесенного ущерба и формой его урегулирования.
В результате правовой политики российской администрации правосознание и юридическая практика народов Северного Кавказа в пореформенное время сохраняли свойственные им особенности.
Местное население продолжало рассматривать нанесение телесных повреждений и имущественного вреда как причинение «ущерба», не вполне различало случаи причинения умышленных и неумышленных телесных повреждений.
79 • 201Грабовский, Н.Ф.
Указ.
раб.
С.
42-43.
205Ладыженский, А.М.
Адаты горцев Северного Кавказа.
С.
111-J12.
[стр. 49]

или отсутствия жалобы, при подобных нарушениях мог налагаться таазир.
Каждый почтенный магометанин мог быть обвинителем.
Здесь мы наблюдаем нечто подобное тому, что происходило в древнем римском праве, где первоначальная форма процесса(accusatio), построенного на частном обвинении, в дальнейшем заменялось публичным преследованием.
Это публичное преследование родилось из так называемого actio popularis права каждого гражданина возбуждать обвинение по преступлениям, нарушающим общественный интерес и так же, как в древне-римском праве это actio popularis в магометанском праве 121 затем переходило к определенным должностным лицам.
В целом, этот процесс в магометанском праве вообще и в горском праве, в частности, был очень далек от завершения.
Первоначально приговор был ничем иным, как мировым соглашением.
Стороны присягою обеспечивали его исполнение.
Одним из способов заставить стороны подчиниться приговору было предварительное, досудебное отбирание у них оружия, которое возвращалось проигравшей стороне только после того, как она подчинялась решению суда.
Считалось позорным возвращаться домой без оружия.
Таким образом, отобрание оружия имело двоякое значение предупредить столкновение во время судоговорения и заставить подчиниться судебному решению.
Был и второй способ принудить подчиниться решению суда: поручительство.
Еще до принятия судом постановления назначаемые сторонами поручители принимали на себя обязанность заставить тяжущихся строго соблюдать решение суда.
В случае неисполнения взятой на себя обязанности, поручителю грозило бесчестие: он становился вне гражданского общества.
Позже, когда российская администрация учредила в Кабарде так называемые народные (адатские) горские суды, решения и приговоры стали выполняться властью.
Ранее, когда судебные решения были как бы примирительными соглашениями, недовольная сторона могла передать дело суду новых посредников, которых она считала более знающими и беспристрастными.
Среди горцев нередки были случаи личного мщения посредникам за установленный им приговор.
Согласно кабардинским адатам существовали следующие наказания виновного.
1)Изгнание виновного из пределов его местожительства, причем пострадавший, или его родственники имели право убить обидчика, если его встретят, или помириться с ним на известных условиях.
Эта угроза быть убитым распространялась не только на виновника, но и на его родственников, которые считались солидарноответственными вместе с главным виновником.
2)Изгнание виновного на определенное время, причем потерпевший не имел права убивать виновного.
После истечения указанного времени преступник прежде всего должен был примириться с родом обиженного и затем мог возвратиться домой.
3)Имущественное вознаграждение потерпевшему за бесчестие, ранение и воровство.
4)Денежный штраф в пользу судей 122 и на аульные нужды (починку мостов, дорог и т.д.).
Последнее наказание являлось дополнительным при всех трех ранее перечисленных.
При родовом строе обязанность кровной мести возлагалась на членов обиженного рода.
Но за некоторые преступления, как например, сожжение моста, бегство женщины от мужа, убийство кровника после того, как с ним состоялось примирение, виновные считались врагами всего общества.
Они становились абреками, т.е.
тем, что у древних славян называлась изгоями.
Они были вынуждены скрываться в горах и всякий, кроме членов того дома, куда они являлись в качестве гостей, мог их убить.
Такие лица не получали защиту даже от своего рода.
Родственники должны были убивать тех, кто вел явно непотребный образ жизни,
например, педеристов, скотоложцев и т.д.
Считалось, что они позорили весь род.
Если его собственный род не убивал такого человека, то над ним и его родом насмехались.
Таким образом,
у горцев мы видим сложную систему отношений, сформировавшуюся в результате наслоения разных влияний и вызванную разными хозяйственно-бытовыми потребностями.
1)Внутрисемейную, или вернее внутриродовую организацию со своими нормами и санкциями.
2)Междуродовые отношения и междуродовые нормы, санкцией которых являлась кровная месть.
3)Общемагометанское шариатское право, которое основывалось на идее единства всех правоверных.
По шариату рассматривались такие дела, как купля-продажа земли, дома, брачные дела, дела о наследстве, прелюбодеяние.
По адату разбирались убийства, похищение, воровство.
Адатские судьи были в каждом селении и они использовали такие виды наказания как выселение из родины, штрафы.
4)Новое частное и публичное право, которое поддерживалось царской Росией в целях осуществления руссификаторской политики и борьбы против многих пережитков родового строя и шариата, организовавшей особые горские суды.
Мы видим, что адаты, бывшие первоначально обычаями, сложившимися в первобытно-общинном строе, которые были санкционированны силой общественного мнения сородичей и силой рода по отношению к другим родовым союзам.
Позже, по мере того как роды распадались на патронимии и задруги и стали сословными

[Back]