Проверяемый текст
Бабич И.Л. Эволюция правовой культуры адыгов, 1860-1990-е годы. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. – 238 с.
[стр. 87]

§ 2.
Судоустройство и судопроизводство в дореформенный и пореформенный период (конец XVIII XIX вв.).
В дореформенный период у народов Северного Кавказа происходит не только становление основных правовых институтов и судебной системы, но и их дальнейшая эволюция.
Применительно к XVIII в.
исследователи уже с уверенностью пишут о существовании третейского (медиаторского) суда.

Так, в Кабарде наиболее распространенной его разновидностью стал суд, состоявший из 5-6 человек.
Как отмечал В.Х.
Кажаров, существовал и расширенный вариант третейского суда, так называемый дворянский суд, включавший в себя по 20 человек от каждой партии, участвующей в конфликте2^5.

Кабардинский третейский суд рассматривал как межличностные, так и групповые споры"22.
Тем не менее в
XVIII в, он еще не получил широкого распространения среди всех слоев населения223.
Для сравнения: в XVT1 XVIII вв.
третейский суд рассматривал лишь отдельные случаи причинения значительного материального или физического ущерба, применяя нормы адата, и в первую очередь выплату компен22-1 сации или выселение виновного и его семьи иа жительство в иное селение .
У карачаевцев и балкарцев на становление процессуальных форм оказали воздействие специфические общественные отношения, характерные для этих народов.
Так, в балкарских и карачаевских адатах зафиксировано: «Судебное место зовут нагим (оно состоит из камней, поставленных крутом, никто не помнит кем).
Это судебное место существует везде, даже в аулах.
Там избранные почетные старики из всех классов каждый день бывают для выслушивания жалоб просителей и оправданий ответчиков; после чего решают87 221Кажаров, В.Х.
Адыгская Х аса/ В.Х.
Кажаров.
Нальчик, 1992.
С.
66.
222То.м же.
С, 53.
223Ферран.
Путешествие из Крыма в Черкесию через земли ногайских татар в 1790 г.
( Фсрран // АБКИЕА.
Нальчик, 1974.-С .
НО.
221 Кушева, Е.Н.
Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина X V I30*е годы XIX в .)/ ЕЛI.
Кушева.
М., 1963.
С.
127,
[стр. 1]

29 ГЛАВА ПЕРВАЯ ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХIХ НАЧАЛО ХХ ВВ.
ПРАВО И ЖИЗНЬ В АДЫГСКОМ ОБЩЕСТВЕ Ю р и д и ч е с к и е и н с т и т у т ы в ХVIII первой половине ХIХ в.
Ирина Л.
Бабич, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук, Москва Еще в давние времена северокавказские народы создали традиции, которые применялись для урегулирования самых разнообразных конфликтных ситуаций, связанных с причинением физического или материального ущерба.
Более или менее точные свидетельства об юридических институтах одного из основных народов Северного Кавказа, адыгов, появляются с ХV-ХVI вв.
С ХVI в.
известно о третействе, или посредничестве.
Адыль-Гирей, один из видных адыгских просветителей первой половины ХIХ в., писал, что "по древнему коренному обычаю черкесов, все их дела разбираются посредниками, противные стороны выбирают посредников, обыкновенно уважаемых стариков, которые решают спорное дело по обычаям, изустно передаваемым от одного поколения другому.
Такие обычаи называются адатом, а суд, по обычаям, называется судом по адату.
Если решение посредников представляет вопрос новый, решение которого невозможно подвести под тот или другой обычай, то посредники предлагают свое собственное решение, которое и называется маслагатом, примененное же несколько раз в одном или двух обществах, оно тоже становится со временем адатом".
В Кабарде такой суд назывался хъезж, или хейящlэ.
Применительно к ХVIII в.
исследователи уже с уверенностью пишут о существовании третейского (медиаторского) суда.

В Кабарде наиболее распространенной его разновидностью стал суд, состоявший из 5-6 человек.
Как отмечал В.Х.Кажаров, существовал и расширенный вариант третейского суда, так называемый дворянский суд, включавший в себя по 20 человек от каждой партии, участвующей в конфликте
1 .
Кабардинский третейский суд рассматривал как межличностные, так и групповые споры 2 .
Тем не менее в
ХVIII в.
он еще не получил широкого распространения среди всех слоев населения
3 .
В ХVII ХVIII вв.
хейящlэ рассматривал лишь отдельные случаи причинения значительного материального или физического ущерба, применяя нормы адата, и в первую очередь выплату компенсации или выселение виновного и его семьи на жительство в иное селение 4 .
Для того чтобы примирить конфликтующие стороны, адыги использовали ряд общественных институтов, выполнявших в общине главным образом соционормативные функции, например, аталычество, куначество, установление молочного родства и т.д.
Институт аталычества, т.е.
воспитание ребенка в чужой семье, заключался в следующем: желающий забрать чужого ребенка, как правило, мальчика, к себе на воспитание делал это либо открыто, т.е.
с согласия его родителей, либо тайно, с помощью совершаемой ночью кражи.
За правильностью воспитания этого ребенка следило семь специально назначаемых для данного дела свидетелей 5 .
Традиция аталычества использовалась в адыгской общине для получения дворянского звания, установления родственных связей с княжеской фамилией и т.д.
В силу этого М.О.Косвен различал собственно институт аталычества и ‘‘некоторые явления, связанные с

[Back]