Проверяемый текст
Бабич И.Л. Эволюция правовой культуры адыгов, 1860-1990-е годы. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. – 238 с.
[стр. 90]

права, а родовые расправы руководствовались при тяжбах уорков нормами адата и шариата.
Наиболее серьезные уголовные дела, связанные с убийством, грабежом, выступлением против властей и т.п., были подведомственны верхнему пограничному суду, находившемуся в Моздоке.
В основу его судопроизводства были положены законы Российской Империи.
В результате данной судебной реформы получилось, что влияние князей и духовенства было ослаблено.
Поэтому они развернули активную дея•гу\ тельность «против веденного царскими властями судопроизводства»" .
Каю отмечали Т.Х.
Кумыков и В.Х.
Кажаров, со стороны кабардинцев эти нововведения вызывали протест234.
Одной из форм этого протеста стало так называемое шариатское движение, сторонники которого во главе с А.-Г.
Атажукиным
иоиытались ликвидировать созданные Россией судебные органы и учредить духовный суд, и частично им это удалось.
В сентябре 1794 г.
генерал Гудовггч писалприставу Кабарды подполковнику Уракову, что «после создания родовых судов и расправ все дела шли хорошо, но в июле и.
августе 1794 года па запрещенных с другими неблагополучными и безумными людьми собраниях разные нелепые слова и советы, клонящиеся к явному ослушанию начальства; делал присягу, чтобы вместо родовых судов и расправ, по собственному желанию всех кабардинцев, в сходственность Высочайшего Ея И.В.
повеления, сделать один духовный суд»235.
Вследствие вспыхнувших волнений правительством было^указано на недопустимость такого положения и рекомендовано, «как можно меньше вмешиваться во внутренние дела горцев между собой, если это не вредит интересам русского государства»2^.
После чего родовые расправы, которые разбирали дела только одних уорков, были .ликвидированы.
Остались только родовые суды.
233Акты Кавказской археографической комиссии.
Т.
2.
Тифлис, 1870.
С.
П , 30.
23ЛКумыков, Т.Х.
Указ.
раб.
С.
90-93; Кажаров, В.Х.
Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис вконце XVII~ первой половине XIX века / Кажаров В.Х.
Нальчшс, 1994.
С.
417-425.
Гарданов, BJC Материалы по обычному праву кабардинцев / BJK.
Гарданов.
Нальчик, 1956.
С.
1L.
25,1Кудашев, П.
Исторические сведения о кабардииском народе / В.
Кудашев.
Киев, 1913.
-С.
83.
90
[стр. 3]

31 со стороны кабардинцев эти нововведения вызывали протест 18 .
Одной из форм этого протеста стало так называемое шариатское движение, сторонники которого во главе с А.-Г.
Атажукиным
попытались ликвидировать созданные Россией судебные органы и учредить духовный суд.
Частично им это удалось.
В 1807 г.
российская администрация упразднила родовые суды и родовые расправы и при частичном сохранении третейских судов образовала в Кабарде три духовных суда (мекхемэ).
Каждый суд включал в себя председателя (валия), 10-12 человек судей, принадлежащих к привилегированным сословиям, а также кадия, представителя мусульманского духовенства 19 .
Этому судебному органу были подведомственны все гражданские и уголовные дела адыгов.
Судопроизводство осуществлялось на основе норм шариата.
По мнению В.Х.
Кажарова, учреждение в Кабарде духовных судов значительный шаг в развитии адыгского судопроизводства, поскольку адатный суд в тот период не всегда справлялся со своими миротворческими функциями 20 .
Было установлено правило, согласно которому простые общинники могли обращаться только в шариатский суд, а лица привилегированных сословий по выбору: или в шариатский, или в третейский 21 .
Однако жестокость наказания по нормам шариата, как отмечал Г.Х.Мамбетов, вызывала недовольство простых общинников 22 .
Поэтому духовный суд не смог заменить третейский, куда, как и прежде, стремились обращаться простые адыги 23 .
Первые шаги судебного реформирования осетинского права, проводившегося российского администрацией, в первой половине ХIХ в.
ничем не отличались от таковых в других северокавказских регионах в этот период.
На территории Владикавказского округа был введен так называемый осетинский народный суд, состоявший из 12 чел.
и осуществлявший свою судебную деятельность, на основе норм обычного права 24 .
Правила судопроизводства были зафиксированы в Общественном приговоре, разработанном Муссой Кундуховым и санкционированом генерал-лейтенантом Евдокимовым, который командовал войсками левого крыла Кавказской армии.
В 1820-е годы Россия вновь попыталась изменить кабардинское судопроизводство, введя в Кабарде так называемый Кабардинский временный суд.
В его состав включались представители привилегированных сословий, состоявшие на российской военной службе, а также несколько простых общинников 25 .
Согласно российскому постановлению (‘‘Наставления временным судам‘‘), указанному судебному учреждению были подведомственны все гражданские и уголовные дела кабардинцев.
При рассмотрении гражданских дел Кабардинскому временному суду следовало использовать нормы адата, при разборе уголовных уголовное законодательство Российской империи, при рассмотрении семейных конфликтов нормы шариата.
Однако на практике, как отмечал Т.Х.Кумыков, проанализировавший ряд судебных дел Кабардинского временного суда, такого четкой связи между видом преступления и применяемой к нему юридической нормой не существовало.
Суд мог рассмотреть уголовное дело и применить к нему норму шариата, а к бракоразводному делу норму адата 26 .
Собранный мною архивный материал свидетельствует о том, что временный суд, как правило, не рассматривал случаи причинения значительного физического или материального ущерба, а предлагал участникам конфликтов решить свои споры в медиаторском суде.
Только тогда, когда конфликтующие стороны отказывались это сделать, а такие случаи имели место, суд рассматривал их дело, применяя нормы адата, а именно: определял виновному выплату компенсации в размере от 100 до 450 руб.
27 Кабардинский временный суд использовал и другую норму адата выселение семьи виновного на жительство в иное селение 28 .
Иногда сами участники спора требовали рассмотреть их дело на основе российского уголовного законодательства, однако Кабардинский временный суд отказывал им в этом 29 .

[Back]