Проверяемый текст
Бабич И.Л. Эволюция правовой культуры адыгов, 1860-1990-е годы. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. – 238 с.
[стр. 91]

Родовые суды получили название «м ехкем е», т.е.
духовный суд.
К роме князей в члены родового суда после 1807 года стали избираться и уорки, а также представитель духовенства.
С уд состоял из 12 членов, председателем избирался старший князь валий.
В состав суда входили три князя, шесть узденей, один кади.
Для ведения делопроизводства избирался один секретарь.
Порядок работы суда заключался в следую щ ем: председатель суда, кади, три члена суда и секретарь должны были постоянно находиться в суде.
Остальные шесть членов из уорков находились в суде поочередно в течение 237 грех месяцев .
В Большой К абарде судов «мехкеме» бы ло учреж дено три.
Если в судебном споре участвовало несколько человек, принадлежавш их к различным фамилиям, то суд заседал в том уделе, где проживал виновный.
Такое положение было зафиксировано в источниках, где сказано, что согласно ч.
2 ст.
10 «Народного условия, сделанного 1807 года июля 10, после прекращения в Кабарде заразы, в отм ену прежних обычаев», в случае принадлежности истца к одной мехкеме.
а ответчика к другой, дело разбираю т по местонахож дению ответчика238.
По мнению В .Х .
Кажарова, учреж дение в Кабарде духовных судов значительный шаг в развитии
судопроизводства, поскольку адатный суд в тот период не всегда справлялся со своими миротворческими функциями2^ .
Было установлено правило, согласно которому простые общинники могли обращаться только в шариатский суд, а лица привилегированных сословий по выбору: или в шариатский, или в третейский240.

Однако ж естокость иаказапия по нормам шариата, как отмечал Г.Х.
М амбетов, вызывала недовольство просты х общинников241.

П оэтом у духовный суд не смог зам енить третейский, куда, как и преж де, стремились обращаться простые
горцы.
Итак, после 1807 г.
нормы шариата в судопроизводетве заняли достаточно больш ое место.
Ст.
20 «Народных усл ов и й ...» гласит, что «на будущ ее 2ПНогмов, Ш.-Б.С.
История адыгейского народа, составленная по преданию кабардинцев.
С.
191.
Ногмов.
Ш.-Б.С.
Указ.
раб.
С.
189.
~’*Кажаров, В.Х.
Традиционные общественные институты кабардинцев...
С.
417-425.
240 Ногмов, Ш.-Б.С.
Укал.
раб.
С.
162-170.
2JI Мамбетов, 1\Х.
Традиционная культура кабардинцев н балкарцев / Г.Х.
Мамбегоп.
Нальчик, 1994.
* С.
131.
91
[стр. 3]

31 со стороны кабардинцев эти нововведения вызывали протест 18 .
Одной из форм этого протеста стало так называемое шариатское движение, сторонники которого во главе с А.-Г.
Атажукиным попытались ликвидировать созданные Россией судебные органы и учредить духовный суд.
Частично им это удалось.
В 1807 г.
российская администрация упразднила родовые суды и родовые расправы и при частичном сохранении третейских судов образовала в Кабарде три духовных суда (мекхемэ).
Каждый суд включал в себя председателя (валия), 10-12 человек судей, принадлежащих к привилегированным сословиям, а также кадия, представителя мусульманского духовенства 19 .
Этому судебному органу были подведомственны все гражданские и уголовные дела адыгов.
Судопроизводство осуществлялось на основе норм шариата.
По мнению В.Х.
Кажарова, учреждение в Кабарде духовных судов значительный шаг в развитии
адыгского судопроизводства, поскольку адатный суд в тот период не всегда справлялся со своими миротворческими функциями 20 .
Было установлено правило, согласно которому простые общинники могли обращаться только в шариатский суд, а лица привилегированных сословий по выбору: или в шариатский, или в третейский
21 .
Однако жестокость наказания по нормам шариата, как отмечал Г.Х.Мамбетов, вызывала недовольство простых общинников 22 .
Поэтому духовный суд не смог заменить третейский, куда, как и прежде, стремились обращаться простые
адыги 23 .
Первые шаги судебного реформирования осетинского права, проводившегося российского администрацией, в первой половине ХIХ в.
ничем не отличались от таковых в других северокавказских регионах в этот период.
На территории Владикавказского округа был введен так называемый осетинский народный суд, состоявший из 12 чел.
и осуществлявший свою судебную деятельность, на основе норм обычного права 24 .
Правила судопроизводства были зафиксированы в Общественном приговоре, разработанном Муссой Кундуховым и санкционированом генерал-лейтенантом Евдокимовым, который командовал войсками левого крыла Кавказской армии.
В 1820-е годы Россия вновь попыталась изменить кабардинское судопроизводство, введя в Кабарде так называемый Кабардинский временный суд.
В его состав включались представители привилегированных сословий, состоявшие на российской военной службе, а также несколько простых общинников 25 .
Согласно российскому постановлению (‘‘Наставления временным судам‘‘), указанному судебному учреждению были подведомственны все гражданские и уголовные дела кабардинцев.
При рассмотрении гражданских дел Кабардинскому временному суду следовало использовать нормы адата, при разборе уголовных уголовное законодательство Российской империи, при рассмотрении семейных конфликтов нормы шариата.
Однако на практике, как отмечал Т.Х.Кумыков, проанализировавший ряд судебных дел Кабардинского временного суда, такого четкой связи между видом преступления и применяемой к нему юридической нормой не существовало.
Суд мог рассмотреть уголовное дело и применить к нему норму шариата, а к бракоразводному делу норму адата 26 .
Собранный мною архивный материал свидетельствует о том, что временный суд, как правило, не рассматривал случаи причинения значительного физического или материального ущерба, а предлагал участникам конфликтов решить свои споры в медиаторском суде.
Только тогда, когда конфликтующие стороны отказывались это сделать, а такие случаи имели место, суд рассматривал их дело, применяя нормы адата, а именно: определял виновному выплату компенсации в размере от 100 до 450 руб.
27 Кабардинский временный суд использовал и другую норму адата выселение семьи виновного на жительство в иное селение 28 .
Иногда сами участники спора требовали рассмотреть их дело на основе российского уголовного законодательства, однако Кабардинский временный суд отказывал им в этом 29 .

[Back]