Проверяемый текст
Бабич И.Л. Эволюция правовой культуры адыгов, 1860-1990-е годы. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. – 238 с.
[стр. 94]

По определению А.П.
Ермолова к уголовным преступлениям, которые подлежали рассмотрению военным судом, относились: «убийство, измена, возмущение в народе, побег за пределы линии со злым намерением» и т.п.
К духовным делам, подлежащим разбирательству по нормам мусульманского права, входили, как было показано выше, споры между членами семьи, а также дела, не имеющие ясных доказательств и улик.
Воровство скота, прочего имущества, ссоры, драки, насилие, оскорбление владельцев подвластными холопами, лживые пастухи, вред другому и т.п.
должны были разбираться согласно нормам обычного права.
Однако довольно часто, при рассмотрении тех или иных дел, обычноправовые нормы нарушались в пользу правящей верхушки.
Кроме того, на практике, как отмечал Т.Х.
Кумыков, проанализировавший ряд судебных дел Кабардинского временного суда,
такой четкой связи между видом преступления и применяемой к нему юридической нормой не существовало.
Суд мог рассмотреть уголовное дело и применить к нему норму шариата, а к бракоразводному делу норму адата246.

Временный суд, как правило, не рассматривал случаи причинения значительного физического или материального ущерба, а предлагал участникам конфликтов решить свои споры в медиаторском суде.
Только тогда, когда конфликтующие стороны отказывались это сделать, а такие случаи имели место, суд рассматривал их дело, применяя нормы адата, а именно: определял виновному выплату компенсации в размере от 100 до 450 руб.247
Кабардинский временный суд использовал и другую норму адата выселение семьи виновного на жительство в иное селение.
Иногда сами участники спора требовали рассмотреть их дело на основе российского уголовного законодательства, однако Кабардинский временный суд отказывал им в
94 746Кумыков, Т.Х.
Указ.
раб.
С.
96 247См.: Бабич, И.Л.
Правовая культура адыгов (история и современность).
*С.
33.
248См.: там же.
[стр. 3]

31 со стороны кабардинцев эти нововведения вызывали протест 18 .
Одной из форм этого протеста стало так называемое шариатское движение, сторонники которого во главе с А.-Г.
Атажукиным попытались ликвидировать созданные Россией судебные органы и учредить духовный суд.
Частично им это удалось.
В 1807 г.
российская администрация упразднила родовые суды и родовые расправы и при частичном сохранении третейских судов образовала в Кабарде три духовных суда (мекхемэ).
Каждый суд включал в себя председателя (валия), 10-12 человек судей, принадлежащих к привилегированным сословиям, а также кадия, представителя мусульманского духовенства 19 .
Этому судебному органу были подведомственны все гражданские и уголовные дела адыгов.
Судопроизводство осуществлялось на основе норм шариата.
По мнению В.Х.
Кажарова, учреждение в Кабарде духовных судов значительный шаг в развитии адыгского судопроизводства, поскольку адатный суд в тот период не всегда справлялся со своими миротворческими функциями 20 .
Было установлено правило, согласно которому простые общинники могли обращаться только в шариатский суд, а лица привилегированных сословий по выбору: или в шариатский, или в третейский 21 .
Однако жестокость наказания по нормам шариата, как отмечал Г.Х.Мамбетов, вызывала недовольство простых общинников 22 .
Поэтому духовный суд не смог заменить третейский, куда, как и прежде, стремились обращаться простые адыги 23 .
Первые шаги судебного реформирования осетинского права, проводившегося российского администрацией, в первой половине ХIХ в.
ничем не отличались от таковых в других северокавказских регионах в этот период.
На территории Владикавказского округа был введен так называемый осетинский народный суд, состоявший из 12 чел.
и осуществлявший свою судебную деятельность, на основе норм обычного права 24 .
Правила судопроизводства были зафиксированы в Общественном приговоре, разработанном Муссой Кундуховым и санкционированом генерал-лейтенантом Евдокимовым, который командовал войсками левого крыла Кавказской армии.
В 1820-е годы Россия вновь попыталась изменить кабардинское судопроизводство, введя в Кабарде так называемый Кабардинский временный суд.
В его состав включались представители привилегированных сословий, состоявшие на российской военной службе, а также несколько простых общинников 25 .
Согласно российскому постановлению (‘‘Наставления временным судам‘‘), указанному судебному учреждению были подведомственны все гражданские и уголовные дела кабардинцев.
При рассмотрении гражданских дел Кабардинскому временному суду следовало использовать нормы адата, при разборе уголовных уголовное законодательство Российской империи, при рассмотрении семейных конфликтов нормы шариата.
Однако на практике, как отмечал Т.Х.Кумыков, проанализировавший ряд судебных дел Кабардинского временного суда, такого четкой связи между видом преступления и применяемой к нему юридической нормой не существовало.
Суд мог рассмотреть уголовное дело и применить к нему норму шариата, а к бракоразводному делу норму адата
26 .
Собранный мною архивный материал свидетельствует о том, что временный суд, как правило, не рассматривал случаи причинения значительного физического или материального ущерба, а предлагал участникам конфликтов решить свои споры в медиаторском суде.
Только тогда, когда конфликтующие стороны отказывались это сделать, а такие случаи имели место, суд рассматривал их дело, применяя нормы адата, а именно: определял виновному выплату компенсации в размере от 100 до 450 руб.

27 Кабардинский временный суд использовал и другую норму адата выселение семьи виновного на жительство в иное селение 28 .
Иногда сами участники спора требовали рассмотреть их дело на основе российского уголовного законодательства, однако Кабардинский временный суд отказывал им в
этом 29 .

[Back]