Проверяемый текст
Бабич И.Л. Эволюция правовой культуры адыгов, 1860-1990-е годы. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. – 238 с.
[стр. 95]

Как отмечал В.Х.
Кажаров, основная проблема ..в области судопроизводства
в 20-х 40-х годах XIX века состояла в следующем.
Ликвидировав в значительнойстепени местную традиционную власть в адыгской общине, российская администрация ликвидировала и рычаги, с помощью которых медиаторам удавалось заставлять участников рассматриваемых ими
конфлик249 т» тов выплачивать компенсации в срок .
В какой-то степени таким гарантом попытался стать сам Кабардинский временный суд.
Как
свидетельствуют источники, во время судебного процесса судьи брали с участников конфликта подписки, в которых те обязывались соблюдать решения суда и вести себя по отношению друг к другу корректно.
Суд следил за выполнением участниками конфликта принятых обязательств.

Вели кто-либо их нарушал, суд определял штраф в размере 200 руб.230В результате, по словам В.Х.
Кайсарова, «в течение довольно длительного времени образовалось сочетание разнородных начал, традиционного уклада и элементов, привнесенных колониальной по251литикои царизма» .
Кроме указанных недостатков, к другим остальным в деятельности Кабардинского временного суда можно было отнести и достаточно халатное отношение его членов к своим обязанностям.
Довольно частым явлением было и то, что суд часто просто не приступал к разбирательству отдельных дел.
Не всегда удовлетворялись просьбы, особенно крестьян, о рассмотрении жалоб на князей и уорков.
Нередким явлением было и такое положение, когда разбор дел тянулся годами, а по некоторым делам вообще не исполнялись предписания судовачальника Кабарды.
Часто бывало и такое: члены суда, не имея терпения продолжительное время находиться в суде, предоставляли «просителям большей чаетшо разбираться посредством эфендия, сами уезжали в свои дома»252.
Отсутствие членов суда в лице князей и уорков давало кадию неограниченную возможность не только рассматривать дела, которые должны были разбираться по 2X4Кажаров, В.Х.
Традиционные общественные институты кабардинцев...
С.
417-425.
250См.: Бабич, И.Л.
Правовая культура адыгов (история и современность).
С.
33.
251Кажаров, В.Х.
Указ.
раб.
С.
417-425.
252См.: Свечникова, Л.Г.
Обычай в правовой системе народов Северного Кавказа в XIX веке.
С.
158-160.
95
[стр. 4]

32 В указанный период российская администрация осуществила систематизацию действовавших в адыгском обществе норм обычного права.
Старшина Кучеров, проведя многочисленные беседы с западными адыгами, в 1845 г.
записал эти нормы 30 .
Как отмечал В.Х.Кажаров, основная проблема в области судопроизводства
1820-1840-е годах состояла в следующем.
Ликвидировав в значительной степени местную традиционную власть в адыгской общине, российская администрация ликвидировала и рычаги, с помощью которых медиаторам удавалось заставлять участников рассматриваемых ими
конфликтов выплачивать компенсации в срок 31 .
В какой-то степени таким гарантом попытался стать сам Кабардинский временный суд.
Как
свидетельствует собранный мною архивный материал, во время судебного процесса судьи брали с участников конфликта подписки, в которых те обязывались соблюдать решения суда и вести себя по отношению друг к другу корректно.
Суд следил за выполнением участниками конфликта принятых обязательств.

Если кто-либо их нарушал, суд определял штраф в размере 200 руб.
32 .
В результате, по словам В.Х.Кажарова, ‘‘в течение довольно длительного времени образовалось сочетание разнородных начал, традиционного уклада и элементов, привнесенных колониальной политикой царизма” 33 .
Кабардинский временный суд просуществовал до 1858 г.
и был заменен Кабардинским окружным судом, который функционировал до конца 1860-х годов.
Окружной суд во многом следовал правилам Кабардинского временного суда 34 , с той лишь разницей, что, как свидетельствует архивный материал, размер выплачиваемых компенсаций в 1860-е годы увеличился до 500-800 руб.
35 О п и с а н и е и с х о д н ы х к о н ф л и к т о в У северокавказских народов, находившихся на предклассовой или раннеклассовой стадии развития общества, не было деления правонарушений на гражданские и уголовные.
В северокавказском обществе понятие преступление рассматривалось как причинение ущерба.
Условно преступления можно разделить на имущественные преступления (воровство, грабеж, повреждение чужого имущества), преступления против личности (оскорбление, телесное повреждение и побои, убийство, изнасилование, прелюбодеяние и похищение), а также преступления против порядка управления.
Рассмотрим данные виды преступлений, опираясь на архивные судебные материалы, в которых содержатся описания многочисленных конфликтов, происшедших в селениях во второй половине ХIХ начале ХХ вв.
И м у щ е с т в е н н ы е п р е с т у п л е н и я.
Причинение имущественного ущерба касалось всех областей жизни адыгов и осетин, но главным образом сельского хозяйства и скотоводства.
Частым явлением была порча сенокосных земель стадами овец и скота 36 .
Другая распространенная форма имущественного ущерба ранение или убийство животных (быков, лошадей, буйволиц, собак).
Опишу некоторые подобные случаи.
Житель западноадыгского селения Тахтамукай вырыл для своих хозяйственных нужд яму, в которую случайно попала корова односельчанина.
В том же селении другой житель шел мимо дома односельчанина, откуда внезапно выскочила собака, начавшая кусать проходившего.
Тот, защищаясь, ее убил.
В кабардинском селении Хату-Анзорово собака таскала мясо из кладовой соседа.
Тот, увидя это, убил собаку.
В отместку хозяин собаки убил жеребца соседа 37 .
Наряду с этим одной из наиболее распространенных формой причинения имущественного ущерба было воровство.
По архивным данным, чаще всего воровали предметы домашнего обихода, представлявшие редкость или ценность для адыгов: железный плуг, швейную машину, серебряные мужские или женские пояса, оружие, сундук; а также и скот (овец, лошадей, быков).
Крали и малоценные вещи: сапоги, калоши, дрова, плетень, а также продукцию сельского хозяйства и пчеловодства.
Кражи совершались как у односельчан (даже товарищей), так и у жителей соседних селений или у соседних народов (балкарцев, карачаевцев, греков, казаков, ингушей).
Как мне

[Back]