Проверяемый текст
Бабич И.Л. Эволюция правовой культуры адыгов, 1860-1990-е годы. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. – 238 с.
[стр. 99]

зовавший в своей судебной практике нормы обычного права и шариата для урегулирования гражданских споров и уголовных преступлений.
Один из реформаторов осетинского права, юрист Н.М.
Агишев отмечал, что
«осетины, хотя и входят в состав горского населения, но на основании закона 1871 г.
изъяты из подсудности Горского словесного суда и все возникающие у них дела разбираю
гея в общих судебных установлениях»258.
В Осетии были созданы российские судебные органы, применявшие исключительно российское законодательство.
Следует заметить, что традиционная судебная практика частично все же была сохранена на уровне сельской общины.
Утвержденное 18 ноября 1870 года
«Положение о сельских (аульных) обществах, их общественном управлении в Кубанской и Терской областях» вводило в осетинской деревне сельские суды.
Они состояли из 3-х выбиравшихся на 1 год судей, находящихся на содержании, общины.
Руководствуясь нормами местного адата, они разбирали мелкие споры и тяжбы м
евду членами общины, сумма иска которых не превышала 30 руб.
Их юрисдикции подлежали также такие мелкие уголовные преступления, как ссоры, драки, а также кражи и мошенничество, когда цена присвоенного имущества не превышала 10 руб.
Суд не мог применять к виновным телесного наказания.
Основным видом наказания были типичные для адата штрафы в пользу потерпевшего и в общинную кассу (до 3 руб.), и появившиеся у осетин под влиянием русского уголовного права принудительные работы в пользу общины сроком до 6 дней или арест до 7 дней.
Из адатной практики сельские суды унаследовали также право обвиняемого очиститься от подозрения в совершении преступления соприсягой его родственников и односельчан (от 2 до 10 человек).
Несмотря на эти реформы, осетинский третейский суд продолжал неофициально функционировать для урегулирования конфликтов.
В осетинском обществе сложилась своеобразная судебная практика: в некоторых
слу?5SАгишев, H.M., Бушей, В.Д., Рейнкс, Н.М.
Материалы по обозрению горских словесных судов Кубанской области в 1911 г./Н.М.
Агишев,В.Д.Бушей, Н.М РеЙнке.-СПб., 1912.-С.
141-142.
09
[стр. 35]

63 населения, но на основании закона 1871 г.
изъяты из подсудности Горского словесного суда и все возникающие у них дела разбираются
в общих судебных установлениях‘‘ 378 .
В Осетии были созданы российские судебные органы, применявшие исключительно российское законодательство.
Следует заметить, что традиционная судебная практика частично все же была сохранена на уровне сельской общины.
Утвержденное 18 ноября 1870 года
‘‘Положение о сельских (аульных) обществах, их общественном управлении в Кубанской и Терской областях‘‘ вводило в осетинской деревне сельские суды.
Они состояли из 3-х выбиравшихся на 1 год судей, находящихся на содержании общины.
Руководствуясь нормами местного адата, они разбирали мелкие споры и тяжбы между
членами общины, сумма иска которых не превышала 30 руб.
Их юрисдикции подлежали также такие мелкие уголовные преступления, как ссоры, драки, а также кражи и мошенничество, когда цена присвоенного имущества не превышала 10 руб.
Суд не мог применять к виновным телесного наказания.
Основным видом наказания были типичные для адата штрафы в пользу потерпевшего и в общинную кассу (до 3 руб.), и появившиеся у осетин под влиянием русского уголовного права принудительные работы в пользу общины сроком до 6 дней или арест до 7 дней.
Из адатной практики сельские суды унаследовали также право обвиняемого очиститься от подозрения в совершении преступления соприсягой его родственников и односельчан (от 2 до 10 человек).
Несмотря на эти реформы осетинский третейский суд продолжал неофициально функционировать для урегулирования конфликтов.
В осетинском обществе сложилась своеобразная судебная практика: в некоторых
случаях одновременно с судебным процессом в российском суде, а иногда до или после него осетины обращались к третейскому примирению, поскольку наказание, налагавшееся судебными учреждениями, не избавляло ‘‘убийцу-туземца от мести со стороны родных убитого‘‘ 379 .
Случалось, что третейское разбирательство вообще заменяло российский суд.
Согласно правилам, введенным российской администрацией, сельский старшина обязан был составлять рапорт о происшедших в селении преступлениях и отсылать его в российские судебные органы.
Часто сельчане просили старшину этого не делать, обещая уговорить конфликтующие стороны примириться.
Старшина шел на это и осетины улаживали свои конфликты с помощью медиаторов 380 .
Одной из основных причин того, что судебная реформа в Осетии приняла именно такие формы, явилась принадлежность большинства осетин к православной конфессии.
Уже в VI в.
с помощью сформировавшееся в это время византийской миссии в Осетии появилось христианство, а в Х в.
уже существовала аланская епархия.
В ХVIII-ХIХ вв.
российская администрация приложила значительные усилия по дальнейшей христианизации осетин.
Так, в 1740 г.
она учредила ‘‘Осетинскую духовную комиссию‘‘ с целью распространения христианства в регионе.
В 1860 г.
российская администрация вновь обратилась к идее христианизации осетин и сформировала ‘‘Общество восстановления православного христианства на Кавказе‘‘, которое стало проводником российской политики в осетинском обществе.
В Осетии были построены православные церкви, богослужение в которых велось на осетинском языке.
В то же время проникший к осетинам из Кабарды ислам в пореформенное время значительно потерял свои и без того слабые позиции.
Проводимое российской администрацией в 1850-1860-е годы выселение горцев коснулось в первую очередь осетинмусульман, что привело к значительному сокращению их численности 381 .
Так, по данным на 1897 г., во Владикавказском округе было 70317 чел.
православных и 19512 чел.
мусульман, а в самом Владикавказе было 31435 чел.
православных и 2268 чел.
мусульман 382 .
В этот период многие осетинские селения имели по одной или две мечети это селения Эльхотово, Чикола, Карджин, Лескен, Хазнидон, Зильги, Заманкул, Беслан, Брут, Ногкау, Комсомольское (Дашково), Раздзог.
Были смешанные, православно-мусульманские селения Дзуарикау, Ламардон и др.
Следует отметить, что православных и мусульман объединял сохранявшийся в этот период языческий пласт: поклонение дзуарам (святилищам).


[стр.,54]

82 Г о р с к и й с л о в е с н ы й с у д В 1871 г.
на Северо-Западном Кавказе были созданы горские словесные суды.
В целом по России словесные суды были учреждены 20 октября 1864 г., когда проводилась общероссийская судебная реформа.
Учреждались судебные уставы: устав уголовного, гражданского судопроизводства, устав о наказаниях уголовных и исправительных.
Судебная власть отделялась от административной, отменялся принцип сословной организации суда.
Число судебных инстанций сократилось с 14 до 3: окружный суд, судебная палата, Сенат.
Помимо этого был введен новый местный суд мировой, состоявший из двух звеньев мирового судьи (участкового или почетного) и съезда мировых судей.
Мировой суд, являясь выборным органом, имел право рассматривать малозначительные уголовные дела и гражданские дела 566 .
На Северном Кавказе российская администрация вначале ввела окружные суды, которые лишь в 1871 г.
были заменены на горские словесные.
Для рассмотрения спорных ситуаций, имевших место в адыгских обществах, были созданы четыре суда: три в Кубанской обл.
Майкопский, Екатеринодарский и Баталпашинский горские словесные суды (Екатеринодарский суд рассматривал дела чемигуецев, бжедугов, шапсугов, натухаевцев; Майкопский кабардинцев, абадзехов, темиргоевцев, абазинов; Баталпашинский кабардинцев, абазин, абадзехов, карачаевцев, бесленеевцев, ногайцев) и один словесный суд в Терской обл.
Нальчикский суд, рассматривавший дела кабардинцев и балкарцев.
Для определения границ сферы их деятельности были опубликованы "Временные правила для горских словесных судов Кубанской и Терской областей” 567 .
Едва ли не единственным народом на Северном Кавказе, у которого не был введен Горский словесный суд, использовавший в своей судебной практике нормы обычного права и шариата для урегулирования гражданских и уголовных преступлений, стали осетины.
Один из реформаторов осетинского права, юрист Н.М.
Агишев отмечал, что
‘‘осетины, хотя и входят в состав горского населения, но на основании закона 1871 г.
изъяты из подсудности Горского словесного суда и все возникающие у них дела разбираются
в общих судебных установлениях‘‘ 568 .
С о с т а в с у д а.
Рассмотрю состав Нальчикского горского словесного суда.
Вначале он имел два отделения: одно для кабардинцев, другое для балкарцев.
В состав кабардинского отделения входило 12 чел.: пять депутатов и пять кандидатов в члены суда, а также два кадия.
Балкарское отделение состояло из 5 чел.: одного кадия, двух депутатов и двух кандидатов в члены суда.
Позже состав суда значительно сократился.
В начале ХХ в.
Нальчикский горский суд был преобразован в одно отделение и состоял из 5 человек: трех кабардинцев, двух балкарцев и двух кадиев.
Один кадий (кабардинец) рассматривал кабардинские дела, а другой (балкарец) балкарские 569 .
В суде имелся один переводчик, как правило, кабардинец, знавший балкарский язык.
Члены горского словесного суда выбирались сроком на два года по двухступенчатой системе выборов.
На первом этапе на сельских сходах выбирались так называемые выборщики, по три человека от каждого селения.
Как свидетельствует архивный материал, выборщики принадлежали к средней возрастной группе (от 45 до 65 лет) 570 .
В кабардинской общине двое из них должны были принадлежать к привилегированному сословию, а третий из вольноотпущенников 571 .
На втором этапе проводился съезд выборщиков, которые путем тайного голосования выбирали членов горского словесного суда.
Затем списки выбранных судей утверждались Начальником области.
Российская администрация издала инструкцию ‘‘О порядке избрания депутатов, кадия и кандидатов для заседаний в горских словесных судах Кубанской и Терской областей‘‘ 572 , согласно которой депутатами могли стать адыги, знающие адат, а кадиями те, кто хорошо знал Коран и нормы шариата.
Как свидетельствуют архивные материалы и отчеты чиновников, в

[Back]