15 односторонний подход к исследуемой проблеме. Наиболее полный анализ проблемы общения прослеживается в философии Л.Фейербаха. Он, как и французские философы, проблемы общения рассматривал с позиций антропологического материализма. Объясняя природу человека, его деятельность, характер отношений его к природе и другим людям, Л.Фейербах придавал решающее значение непосредственным межличностным связям, эмоционально волевым отношениям между' «Я» и «Ты», исключая при этом детерминированность этих отношений объективными социально-экономическими отношениями [237]. Подчёркивая необходимость общения в жизни человека, Карл Ясперс, представитель экзистенциальной философии, говорит, что человеческий «разум требует беспредельной коммуникации, он сам тотальная воля к коммуникации» [259, 442]. «Поскольку во времени мы не можем объективно обладать истиной как единой и вечной и поскольку наличное бытие возможно только наряду с другим наличным бытием, считает философ, экзистенция постигает себя лишь в сообществе с другой экзистенцией, коммуникация являет собой образ открытия истины во времени». Ясперс рассуждает о том, что для человека существует ряд больших соблазнов, например, удалиться от людей в вере в Бога, оправдать своё одиночество мнимым знанием абсолютной истины. Подобным соблазнам и утверждениям философ противопоставляет идею так называемой философской веры, которую можно назвать также верой в коммуникацию. Обосновывает он эту идею двумя положениями: истина есть то, что нас соединяет, и в коммуникации заключены истоки истины. Философ пишет: «Человек находит в мире другого человека как единственную действительность, с которой он может объединиться в понимании и доверии. На всех ступенях объединения людей попутчики по судьбе, любя, находят путь к истине, который теряется в изоляции, в упрямстве и в своеволии, в замкнутом одиночестве» [там же, 442]. |
16 сгей индивида, не связанных с объективными отношениями. Так, например, по мнению П.А. Гольбаха, основой объединения индивидов в общество является необходимость распределения взаимных услуг между ними [34]. Иными словами, французские философы пытались дать объяснение взаимодействию людей, разным способам организации деятельности, принципами организации трудовых отношений, исходя из природы человека, а не из объективных отношений, господствующих в данном обществе, что отражает односторонний подход к исследуемой проблеме. Наиболее полный анализ проблемы общения прослеживается в философии Л.Фейербаха. Как и французские философы, ЛФейербах проблемы общения рассматривал с позиций антропологического материализма Объясняя природу человека, его деятельность, характер отношений его к природе и другим людям, ЛФейербах придавал решающее значение непосредственным межличностным связям, эмоционально волевым отношениям между «Я» и «Ты», исключая при этом детерминированность этих отношений объективными социально-экономическими отношениями [196]. В философских учениях экзистенциализма, персонализма, философской антропологии фундаментальное значение имела постановка проблемы взаимоотношений между индивидами. В процессе ее рассмотрения формировалась философская теория общения. Тема общения или коммуникации проходит красной нитью через всё творчество Карла Ясперса, представителя экзистенциальной философии. Подчёркивая необходимость общения в жизни человека, Ясперс говорит, что человеческий «разум требует беспредельной коммуникации, он сам тотальная воля к коммуникации» [222,442]. «Поскольку во времени мы не можем объективно обладать истиной как единой и вечной и поскольку наличное бытие возможно только наряду с другим наличным бытием, считает философ, экзистенция постигает себя лишь в сообществе с другой экзистенцией, коммуникация являет собой образ открытия истины во вре 17 мени». Ясперс рассуждает о том, что для человека существует ряд больших соблазнов, например, удалиться от людей в вере в Бога, оправдать своё одиночество мнимым знанием абсолютной истины. Подобным соблазнам и утверждениям философ противопоставляет идею так называемой философской веры, которую можно назвать также верой в коммуникацию. Обосновывает он эту идею двумя положениями: истина есть то, что нас соединяет, и в коммуникации заключены истоки истины. Философ пишет: «Человек находит в мире другого человека как единственную действительность, с которой он может объединиться в понимании и доверии. На всех ступенях объединения людей попутчики по судьбе, любя, находят путь к истине, который теряется в изоляции, в упрямстве и в своеволии, в замкнутом одиночестве» [222, 442]. Вопросы человеческого общения рассматривали и представители философского течения персонализма Основная идея этого течения признание личности первичной реальностью и высшей духовной ценностью. Для основоположника персонализма Э. Мунье личность «общительна по своей природе». Отсутствие или нарушение процесса коммуникации философ считает губительным для человека Он пишет: «Все формы безумия являются поражением в отношениях с другими». Говоря о смысле своего существования, Мунье подчёркивает: «Я существую лишь в той мере, в какой существую для другого...» [80,47]. В целом, с позиций идеалистической философии общение сводится к сугубо нравственным, внесоциально и внеисторически трактуемым отношениям. В материалистической философии напротив, общение рассматривается как общественное по сути своей явление, изменяющееся вместе с развитием общества и именно из него черпающее своё содержание и свои функции. На наш взгляд, целесообразным является целостный подход к рас |