Проверяемый текст
Слемзин, Александр Анатольевич; Формирование культуры делового общения будущих экономистов в процессе преподавания иностранного языка (Диссертация 2002)
[стр. 16]

16 Весьма интересна, на наш взгляд, рассмотрение вопросов человеческого общения представителями философского течения персонализма.
Основная идея этого течения признание личности первичной реальностью и высшей духовной ценностью.

В целом, с позиций идеалистической философии общение сводится к сугубо нравственным, внесоциально и внеисторически трактуемым отношениям.
В материалистической философии напротив, общение рассматривается как общественное по сути своей явление, изменяющееся вместе с развитием общества и именно из него черпающее своё содержание и свои функции.

При изучении теоретических и методологических основ проблемы общения мы столкнулись с тем, что многие зарубежные исследователи и отечественные ученые используют понятие «коммуникация».
В отечественной психологической и педагогической литературе понятия «общение» и «коммуникация» зачастую употребляются как синонимы, хотя при более внимательном подходе между ними обнаруживаются некоторые различия.
И.И.
Зарецкая определяет коммуникацию как единичный акт общения, а коммуникативную деятельность как синоним общения
[81,9].
Существует мнение, что коммуникация нечто большее, чем простой обмен информацией и общение вообще.

Коммуникация представляет собой взаимодействие субъектов в различных общественных и социальных процессах и позволяет этим субъектам активно включаться в общественные отношения.

В.В.
Соколова определяет коммуникацию как смысловой аспект социального взаимодействия
[226, 186].
Коммуникация предполагает целенаправленную передачу и избирательный
приём информации, хотя она не всегда приводит к согласию и взаимопониманию.
Многие ученые подчёркивают, что нежелательно отождествлять и
[стр. 17]

17 мени».
Ясперс рассуждает о том, что для человека существует ряд больших соблазнов, например, удалиться от людей в вере в Бога, оправдать своё одиночество мнимым знанием абсолютной истины.
Подобным соблазнам и утверждениям философ противопоставляет идею так называемой философской веры, которую можно назвать также верой в коммуникацию.
Обосновывает он эту идею двумя положениями: истина есть то, что нас соединяет, и в коммуникации заключены истоки истины.
Философ пишет: «Человек находит в мире другого человека как единственную действительность, с которой он может объединиться в понимании и доверии.
На всех ступенях объединения людей попутчики по судьбе, любя, находят путь к истине, который теряется в изоляции, в упрямстве и в своеволии, в замкнутом одиночестве» [222, 442].
Вопросы человеческого общения рассматривали и представители философского течения персонализма Основная идея этого течения признание личности первичной реальностью и высшей духовной ценностью.
Для основоположника персонализма Э.
Мунье личность «общительна по своей природе».
Отсутствие или нарушение процесса коммуникации философ считает губительным для человека Он пишет: «Все формы безумия являются поражением в отношениях с другими».
Говоря о смысле своего существования, Мунье подчёркивает: «Я существую лишь в той мере, в какой существую для другого...» [80,47].
В целом, с позиций идеалистической философии общение сводится к сугубо нравственным, внесоциально и внеисторически трактуемым отношениям.
В материалистической философии напротив, общение рассматривается как общественное по сути своей явление, изменяющееся вместе с развитием общества и именно из него черпающее своё содержание и свои функции.

На наш взгляд, целесообразным является целостный подход к рас

[стр.,31]

31 мать как необходимое условие общения.
Б.
Ф.
Ломов противопоставляет понятия общение и деятельность.
Он аргументирует это тем, что деятельность следует рассматривать как отношения субъекта с объектом, а общение предполагает субъектно-субъектные отношения [115, 37-38].
Некоторые исследователи [138, 10] полагают, что тот или иной вид деятельности (игра, учение, труд и др.) обусловливает, в основном, главное содержание общения занятых этой деятельностью людей и инициирует или, наоборот, тормозит в зависимости от хода её выполнения их коммуникативную активность.
Эта деятельность, как правило, прямым образом воздействует на распределение ролей при осуществлении межличностного общения занятых в этой деятельности людей.
Е.
И.
Пассов считает, что общение, как и любой вид человеческой деятельности целенаправленно, мотивировано, предметно и имеет свою структуру [149, 6-7].
Процесс общения можно представить следующим образом.
Между потенциальными участниками общения всегда существуют определённые взаимоотношения (отсутствие отношений тоже отношения, только нулевые).
В какой-то момент у общающихся (или у одного из них) появляется потребность вступить в контакт потребность, связанная с той или иной стороной жизнедеятельности человека Это может быть потребность в чём-то; тогда общение является как бы вспомогательной деятельностью, позволяющей достигать объект своей потребности.
Но это может быть и потребность в самом общении, тогда общение самостоятельная деятельность.
Взаимоотношения собеседников Е.
И.
Пассов определяет как предмет деятельности.
В предмете реализуется потребность, в результате чего она становится мотивом деятельности.
Некоторые авторы акцентируют внимание на разграничении понятий «общение» и «коммуникация».
И.
И.
Зарецкая определяет коммуникацию как единичный акт общения, а коммуникативную деятельность как синоним общения
[68, 9].


[стр.,32]

В.
В.
Соколова определяет коммуникацию как смысловой аспект социального взаимодействия
[186,186].
Существует мнение, что коммуникация нечто большее, чем простой обмен информацией и общение вообще
[178,171].
Коммуникация представляет собой взаимодействие субъектов в различных общественных и социальных процессах и позволяет этим субъектам активно включаться в общественные отношения.

Э.
В.
Соколов считает, что коммуникация состоит в обмене значимой информацией между людьми посредством языковых знаков и других культурных символов [185, 45].
Коммуникация предполагает целенаправленную передачу и избирательный
прием информации, хотя она не всегда приводит к согласию и взаимопониманию.
С точки зрения выделения в процессе общения его коммуникативной, интерактивной, перцептивной функций, О.
О.
Киселёва определяет коммуникацию как ту форму общения, где коммуникативная функция выступает на передний план [86, 54].
Интересная точка зрения на соотношение процессов общения и коммуникации даётся в словаре социально-психологических понятий [89, 33].
Подчёркивается, что нежелательно отождествлять и рассматривать понятия коммуникации и общения, которое является взаимным обменом сообщениями, внутренним психическим содержанием, т.
е.
всегда двусторонним процессом.
При этом общение возможно только между одушевлёнными существами, коммуникация и между неодушевлёнными (например, ЭВМ или роботами), а также между человеком и машиной.
М.
С.
Каган пишет, что в философской и психологической литературе общение часто определяется как передача сообщений либо обмен сообщениями.
Он не согласен с подобным подходом и считает, что общение следует определять как «процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность (или повышающей степень 32

[Back]