общественному идеалу. Как систематизированные формы деятельности процесс общения анализируется в работах A.A. Бодалёва, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Л.С. Выготский определяет общение «... как процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующей извечной системы средств» [43, 51]. Аналогичной трактовки общения придерживается и С.Л. Рубинштейн, который понимает под общением «процесс обмена мыслями и чувствами в целях взаимопонимания» [213, 110]. При этом взаимопонимание рассматривается не просто как понимание смысла, содержания, лексики высказывания. Взаимопонимание в процессе общения означает понимание другого «я», его настроя, чувств, установок, ценностей, интересов и потребностей. Для того, чтобы создать взаимопонимание, необходимо привлечь партнёра на свою сторону, убедить его в чём-то, приняв самому роль партнера по общению, создать тем самым общие мысли и чувства, «общую картину мира». При характеристике процесса общения Е.К Пассов особо выделяет акт общения (коммуникативный акт), в котором всегда участвуют как минимум два человека. Каждый из общающихся в результате воздействия друг на друга приобретает новые знания, новые мысли, новые намерения и т.п., то есть он интерпретирует получаемую информацию. [181,7]. По его мнению, продуктом общения является интерпретация информации. Наряду с характеристиками процесса общения учеными рассматриваются различные содержательные стороны и уровни этого процесса. Для нашего исследования весьма важен взгляд на проблему формирования культуры иноязычного общения у студентов •будущих экономистов с позиций трех уровней: коммуникативного, интерактивного и перцептивного. Коммуникативный уровень представляет собой общение посредством |
22 жизненного положения и деятельности расширяют объем общительности ... От типа организации руководства коллективными отношениями зависит инициативность в общении, творческая активность взаимосвязанных в коллективной деятельности людей» [5, 65]. На более зрелых этапах индивидуального становления человека, когда в качестве ведущего фактора его жизненного самоопределения начинает выступать самостоятельная трудовая деятельность, пронизывая так или иначе все виды человеческой деятельности, общение и здесь самым непосредственным образом влияет на общую трудоспособность объекта Рассматривая общение как один из главных видов деятельности человека, Б.Г. Ананьев трактовал его как своеобразный сплав общественного и индивидуального в социальном бытии людей. При анализе связей общения и личности Б.Г. Ананьев показал необходимость развёртывания исследований характера сопряжения деятельности общения с другими основными видами деятельности человека, чтобы формирование его личности шло с максимальным приближением к общественному идеалу. Как систематизированные формы деятельности процесс общения анализируется в работах A.A. Бодалёва, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна Л.С. Выготский определяет общение «... как процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующей извечной системы средств» [36, 51]. Аналогичной трактовки общения придерживается и С.Л. Рубинштейн, который понимает под общением «процесс обмена мыслями и чувствами в целях взаимопонимания» [176,110]. При этом взаимопонимание рассматривается не просто как понимание смысла, содержания, лексики высказывания. Взаимопонимание в процессе общения означает понимание другого «я», его настроя, чувств, уста 23 новок, ценностей, интересов и потребностей. Для того, чтобы создать взаимопонимание, необходимо привлечь партнера на свою сторону, убедить его в чём-то, приняв самому роль партнера по общению, создать тем самым общие мысли и чувства, «общую картину мира». Е. И. Пассов определил основные характеристики процесса общения [149, 7]. Целью общения автор видит решение задач, связанных с взаимоотношениями, т. е. изменение их. Изменённые взаимоотношения становятся результатом общения. Единицей процесса общения Е. И. Пассов определяет акт общения (коммуникативный акт), в котором всегда участвуют как минимум два человека. Каждый из общающихся в результате воздействия друг на друга приобретает новые знания, новые мысли, новые намерения и т. п., то есть он интерпретирует получаемую информацию. Поэтому можно сказать, что продуктом общения является интерпретация информации. М.С. Каган выделяет четыре функции общения [80, 283-309]: обслуживание предметной деятельности (производственной, научной, революционной и т. д.), общение ради общения 'с целью достижения духовной ^ общности людей), приобщение другого к своим ценностям, приобщение к ценностям другого (две последние функции зеркально симметричны, если целью первой может быть воспитание кого-либо, то целью второй самовоспитание инициатора общения). Наряду с характеристиками процесса общения рассматриваются различные содержательные стороны этого процесса Распространённым является подход, согласно которому в общении выделяются три стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная сторона реализуется процессом обмена информацией. Интерактивная сторона процесса общения предполагает взаимодействие людей, организацию совместных действий. Перцептивная сторона это восприятие друг друга партнёрами и установление на этой основе взаимопонимания. |