Проверяемый текст
Скворцова Валентина Алексеевна. Интеллектуальный капитал в условиях становления постиндустриальной экономики (Диссертация 2004)
[стр. 19]

после продажи в руках капиталиста во время самого процесса производства»9.
При этом К.
Маркс отмечал, что главным
капиталом общества является человек, накопленные за много поколений созидательные способности человека.
Он неоднократно подчеркивал, что «для того чтобы преобразовать общечеловеческую природу так, чтобы она получила подготовку и навыки в определенной отрасли труда, стала развитой и специфической рабочей силой, требуется определенное образование, которое в свою очередь стоит большей или меньшей суммы товарных эквивалентов.
Эти издержки на образование различны в зависимости от квалификации рабочей
силы10.
Экономическая теория К.
Маркса позволила определить категорию «капитал» как стоимость, приносящую прибавочную стоимость
в процессе эксплуатации наемного труда, как самовозрастающую стоимость, создаваемую наемным рабочим.
Затраты на рабочую силу, по мысли К.
Маркса, выступают в форме переменного капитала.

«Та часть капитала, которая превращена в рабочую силу, в процессе производства изменяет свою стоимость.
Она воспроизводит свой собственный эквивалент и сверх того избыток, прибавочную стоимость, которая в свою очередь может
изменяться, быть больше или меньше...»11.
По мнению К.
Маркса, капитал сложное понятие.
Внешне он выступает в конкретных формах в средствах производства (постоянный капитал), в деньгах (денежный капитал), в
людях (переменный капитал), в товарах (товарный капитал).
Но названные материальные носители являются капиталом не сами по себе, а представляют собой особое производственное отношение.
Обзор взглядов представителей классического направления экономической науки и их ближайших предшественников и последователей 9 Там же.
С.
190.
10 Там же.
С.
199.
11 Там же.-С.
198.
1 о
[стр. 34]

f t 3'1 только там, где владелец средств производства и жизненных средств находит на рынке свободного рабочего в качестве продавца споен рабочей силы, сама потребительная стоимость которой является источником новой стоимости.
К.Маркс отмечал: «Мы должны проводить следующее различие; рабочая сила в руках рабочего является товаром, а не капиталом; ею обусловливается доход для него лишь постольку, поскольку он может постоянно повторять ее продажу; в качестве капитала она функционирует после продажи в руках капиталиста во время самого процесса производства»18.
Именно купляпродажа рабочей силы увековечивает ее «в качестве элемента капитала; вследствие эчого капитал представлhoiея созидателем товаров»19.
Экономическая теория К.Маркса позволила определи ть категорию «капитал» как стоимость, приносящую прибавочную стоимость
и процессе эксплуатации наемного труда, как самовозрастающую стоимость, создаваемую наемным рабочим.
К..Марк-c выступал против доктрины рабочего фонда, основываясь на убеждении, что в действительности капиталисты не «авансируют» заработную плату рабочим.
Согласно К.Марксу, рабочие являются кредиторами своих нанимателей, так как заработная плата обычно выплачивается после того, как она заработана (в конце рабочей недели).
Но остается открытым вопрос, получают ли рабочие заработную плачу до того, как продана произведенная ими продукция.
Затраты на рабочую силу, по мысли К.Маркса, выступают в форме переменного капитала,
который, полагаем, и можно рассматривать как аналог современного понятия «человеческий капитал».
«Та часть капитала, которая превращена в рабочую силу, в процессе производства изменяет свою стоимость.
Она воспроизводит свой собственный эквивалент и сверх того избыток, прибавочную стоимость, которая в свою очередь, может
[I о SJ § £ [I U ■& ы о X01 14 Мг.ркс К.
Капитал Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
Т.
23.
С.
190.
;у Там же.
Т .
24.
С.
42S.
К !

[стр.,35]

f t 35 изменяться, быть больше или меньше...»Л*К.Маркс критиковал классиков политэкономии за то, тгто они уподобляли рабочую силу капиталу, приносящем>г проценты.
По сю верном}' замечанию, два обстоятельства опровергают это представление: рабочий должен трудиться, чтобы получить эти проценты, и он не может обратить в деньги капитальную стоимость своей рабочей силы путем передачи ее другому21.
При этом К.Маркс отмечал, что главным
капталом общества являете» человек, накопленные за много поколений созидательные свойства человека.
Он подчеркинал.
что с точген зрения непосредственного процесса производства сбережение рабочего времени можно рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек2'.
К.Марксу принадлежит разработка теории воспроизводства капитала.
В отношении перспскзин экономического роста К.Маркс полагал, что с развитием капиталистического способа производства происходит относительное уменьшение переменного капитала по сравнению с О3 постоянным капиталом .
Причиной этой тенденции он считал технический прогресс, который, в свою очередь, объясняется желанием капиталистов получить добавочную прибавочную стоимость за счет того, что их издержки будут меньше нормальных для данной отрасли"4.
По мнению К.Маркса, капитал сложное понятие.
Внешне он выступает в конкретных формах в средствах производства (постоянный капитал), в деньгах (денежный капитал), в
рабочей силе (переменный капитал), в товарах (товарный капитал).
В отличие от своих предшественников К.Маркс отмечал, что названные носители являются капиталом не самп по себе, а представляют собой особое производственное 30 Там х»е.Т.
25.
С.
19$.
21 Т а м * * .Т .25.
Ч.
11.0.8.
JI Маркс К.
О кжомичеаиерукописи Ш7-185У гг.
И Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
Т.
46.
Ч.
11.
С.
221.
31 ЛЯгркс К.
Теории крсюлючмок стоимости •'/Маркс К..
Эшельс Ф.
Соч.
Т.
26.
Ч.
Ш.
1я.
J3.
24 Маркс К.
Кагшал Маркс К..
Энгельс Ф.
Соч.
Т.
23.
Гл.
10.
[I о SJ § £ [I ы о X01 К !

[стр.,92]

f t 92 В соответствии с концепцией К.Маркса труд сам по себе не может покупаться и продаваться.
«Труд есть субстанция и имманентная мера стоимостей, но сам он не имеет стоимости»104.
То, что фактически покупается и продается это рабочая сила, которая слита со своим носителем рабочим.
К.Марке обосновал различие между способностью к труду и рабочим как непосредственным носителем этой способности, разрабатывая теорию прибавочном стоимости105.
Рабочий, нанимаясь на работу', продает свою рабочую силу лишь на определенное время, а не навечно.
Купля-продажа рабочей силы означает, что рабочий в течение определенного временя теряет право распоряжаться ею, но поскольку рабочий является носителем рабочей силы, то при купле-продаже последней он не теряет собственности на нее.
К.Маркс к анализу рабочей силы подходит с позиций единства содержания и экономической формы, рассматривая ее носителя, с одной стороны, как элемент производительных, сил, а с другой как субъекта определенных экономических отношений.
К.Маркс неоднократно подчеркивал, что «для того, чтобы преобразовать общечеловеческую природу так, чтобы она получила нодттовку и шпики is определенной отрасли труда, стала развитой и специфической рабочей силой, требуется определенное образование, которое в свою очередь, стоит большей или меньшей суммы товарных эквивалентов.
Эти издержки на образование различны в зависимости от квалификации рабочей
силы»1'"6.
В социологической концепции К.Маркса духовная сфера жизнедеятельности человека и общества является непременным компонентом общественного производства.
Духовное производство с позиции производства челонека н его общественных отношениях является 1МТач же.
С.
547.
и Т «ч*с.
С.
178.
,MTa>i»e.
0.199.
[I о SJ § £ [I ы о X01 К !

[Back]