Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 38]

Интеграция в современном культурном пространстве исторически сложившегося многообразия различных стилей и средств выражения человеческой жизнедеятельности предопределила его многомерность и многосложность.
Однако, как справедливо заметил И.Л.
Набок, именно эта многополярность и многослойность сегодня оказывается
иод угрозой в результате нарастания так называехмой гомогенизации культуры — приведения к единому знаменателю, ценностного выравнивания разноуровневых явлений.
Развивая идеи, ранее в общем виде сформулированные А.Молем
[133], И.Л.
Набок обращает внимание на то, что на рубеже нового тысячелетия преобладающими чертами культурного мироотношения оказываются калейдоскопичность, фрагментарность, дискретность, усиливаемые хаотичностью, неуправляемостью самой культурной ситуации, перенасыщенностью информационной среды, не поддающимся контролю разума использованием новых техникотехнологических возможностей воздействия на психику человека
[135].
Типичные болезни начала XXI века «видеотизм» и «синдром Интернета».
Появление экранной культуры
историко-культурная неизбежность, вырванная техническим и технологическим прогрессом.
Однако отставание прикладной культурологии от темпов научно-технического прогресса и ее неготовность к выработке оптимальных способов освоения нового типа коммуникации привели к тому, что экранная культура в условиях стихийности лишает духовный мир человека его многомерности и многослойности, в значительной мере сужает его подлинное богатство.
Экранизированные варианты литературной классики вытесняют письменную культуру, освобождают человека от чтения и вызываемого им активного мыслительного процесса.

’’Компьютерная графика” и ’’компьютерная живопись” лишают людей возможности воспринимать реальные шедевры изобразительного искусства.
Визуализация массовой культуры нарушает единство слуховой и визуальной культуры, подрывает способность человека эмоционально воспринимать музыкально-интонационную информацию.
[стр. 12]

12 спорные явления социальной деятельности.
Средства массовой информации способны сегодня донести до миллиардов людей сведения о выдающихся открытиях в науке, ход олимпийских состязаний, голоса гениальных певцов, но в то же время они столь же широко тиражируют образцы насилия, других явлений антикультуры.
И в этой ситуации задача прикладной культурологии проявляется в том, чтобы разработать и внедрить такие технологии вовлечения человека в мир культуры, которые, способствуя сохранению и дальнейшему развитию национально-культурных традиций и национального менталитета, формировали бы у него избирательное отношение к информации, научили отличать подлинное искусство от его подделок, помогли воспринимать реальные ценности общечеловеческой культуры.
Осуждая последствия технократизма, который привел к засилью духовно и эмоционально обедненной мысли и гибели идеалов культуры, А.Швейцер1 выдвинул «принцип благоговения перед жизнью как основополагающий для общечеловеческой, общепланетарной культуры».
Экологию духа и сущность добра как ядра общечеловеческой культуры великий гуманист XX века видел в том, чтобы сохранять жизнь, способствовать жизни, выявлять жизнь, которая способна развиваться до ее наивысшей ценности.
Эта формула восприятия планетарной культуры может рассматриваться как методологическая основа прикладной культурологии.
Интеграция в современном культурном пространстве исторически сложившегося многообразия различных стилей и средств выражения человеческой жизнедеятельности предопределила его многомерность и многосложность.
Однако, как справедливо заметил И.Л.Набок2 , именно эта многополярность и многослойность сегодня оказывается
под угрозой в результате нарастания так называемой гомогенизации культуры – приведения к единому знаменателю, ценностного выравнивания разноуровневых явлений.
Развивая идеи, ранее в общем виде сформулированные А.Молем3 , И.Л.Набок обращает внимание на то, что на рубеже нового тысячелетия преобладающими чертами культурного мироотношения оказываются калейдоскопичность, фрагментарность, дискретность, усиливаемые хаотичностью, неуправляемостью самой культурной ситуации, перенасыщенностью информационной среды, не поддающимся контролю разума использованием новых технико-технологических возможностей воздействия на психику человека.

Типичные болезни начала XXI века – «видеотизм» и «синдром Интернета».
Появление экранной культуры
– историко-культурная неизбежность, вызванная техническим и технологическим прогрессом.
Однако отставание прикладной культурологии от темпов научно-технического прогресса и ее неготовность к выработке оптимальных способов освоения нового типа коммуникации привели к тому, что экранная культура в условиях стихийности лишает духовный мир человека его многомерности и многослойности, в значительной мере сужает его подлинное богатство.
Экранизированные варианты литературной классики вытесняют письменную культуру, освобождают человека от чтения и вызываемого им активного мыслительного процесса.

«Компьютерная графика» и «компьютерная живопись» лишают людей возможности воспринимать реальные шедевры изобразительного искусства.
Визуализация массовой культуры нарушает единство слуховой и визуальной культуры, подрывает способность человека эмоционально воспринимать музыкально-интонационную информацию.

И экранизация классики, и компьютерная графика, и широкое распространение визуальной информации, равно как и другие утвердившиеся ныне формы функционирования культуры сами по себе могут лишь приветствоваться, но все они будут способны реализовать свой эстетический потенциал, лишь в том случае если обеспечат гармонию внутреннего мира человека с окружающей действительностью, станут 1 Швейцер А.
Упадок и возрождение культуры.
М., 1993.
С.244-245.
2 Набок И.Л.
Культурология как методологическая инновация гуманитарного образования // Образование и культура Северо-Запада России.
Вьп.2.
СПб., 1997.
С.70 – 75.
3 Моль А.
Социодинамика культуры.
М., 1973.
406 с.

[Back]