Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 53]

§2.
Формирование ситуаций разнообразных встреч человека с потенциалом культуры Основой парадигмы социального развития на рубеже третьего тысяче^ летая стали человек как высшая ценность и культура как условие самоорганизации и саморазвития личности.
Однако для того, чтобы реализовать творческие потенции индивида,
вступающего в XXI век, и привести культуру человека в соответствие с объективными требованиями и реальными возможностями мирового сообщества, необходимо учесть ряд принципиально важных факторов:1.
Сложившаяся система формирования культуры личности опирается на общее образование, стимулирует потребление культурных ценностей и фокусируется на лучших образцах музыкального, театрального, изобразительного и других жанров высокого
искусства.
Однако общество XXI века не может опираться лишь на вершину духовных ценностей, оно обязано ^ раскрыть все многообразие культурных процессов.
Сегодня не менее актуальным представляется процесс формирования умений и навыков повседневной, практической культуры, охватывающей широчайший диапазон жизнедеятельности
от культуры познания, культуры труда, культуры деловых и неформальных отношений, культуры общения, от проявляемой во всех сферах жизнедеятельности нравственной, экономической, политической,правовой, экологической, эстетической, физической культуры до культуры быта и досуга.
То есть человек оказывается во всем многообразии неоднородных пространств культуры.
2.
Развитие экономики и культуры органически взаимосвязано, но внутренние закономерности их функционирования принципиально различны.
Научно-технический прогресс ломает границы государств, приводит к
последо• вательному переходу от национальной экономики к планетарной.
Достижения техники и информатики можно и нужно без потерь переносить из страны в страну, из региона в регион.

Прав Э.Тайлор, постулирующий 53
[стр. 15]

15 оркестров, и в то же время открыло дорогу пропагандируемой со сцены, а порой и с телеэкрана воинствующей безвкусице и явной антикультуре.
В этих условиях государственная культурная политика призвана:  осуществлять правовую, экономическую, организационную и моральную поддержку социальных институтов и отдельных лиц, создающих подлинные ценности культуры и способствующих сохранению и дальнейшему развитию национальнокультурных традиций;  обеспечить общедоступность библиотек, музеев, театров, концертных залов, научно-просветительных, спортивно-оздоровительных, туристско-экскурсионных, культурно-досуговых учреждений и других очагов национальной и общечеловеческой культуры;  возродить широко распространенную в 70–80-е годы прошедшего столетия идею эстетического всеобуча детей и молодежи и обеспечить ее реализацию в начале XXI века;  разработать и внедрить механизмы развития спонсорства и меценатства в социально-культурной сфере, государственной поддержки культурной деятельности социально незащищенных групп населения;  защитить население, и в первую очередь детей и молодежь, от черного пиара, от засилья квазихудожественной продукции, от пропаганды насилия, сексуальных извращений, бездуховности.
В условиях децентрализации потребления культуры, культурного творчества и управления сферой культуры проявляется и все более утверждает себя потребность в создании нетрадиционного программно-регулятивного механизма единой культурной политики, с помощью которой можно обеспечить оптимальное равновесие между фундаментальным плюрализмом культурного процесса и проектно-программным (программно-регулятивным) подходом к культуре как органичному целому.
Специфика общества, вступающего в XXI век, проявляется в том, что:  благодаря научно-техническому прогрессу оно за относительно небольшую часть совокупного рабочего времени способно удовлетворить непреложные базовые потребности людей, направив основные усилия на решение социальных проблем и расширенное воспроизводство духовных ценностей, на вовлечение людей в различные виды и формы социально-культурного творчества;  богатство любой страны в первую очередь определяется не столько обилием земли, полезных ископаемых или иных материальных ценностей, сколько уровнем образованности населения, развитостью научно-информационной базы и культурнодосуговой сферы;  происходит дестандартизация и демассовизация экономической, социальной и духовной жизни; на место унифицированно-массового производства приходят базирующиеся на информатике и супертехнологии индивидуализированные услуги и продукты потребления;  присущая индустриальному обществу механизация и автоматизация производства уступает первенство высоким технологиям, информатизации, научному знанию и, в наибольшей мере, гуманистической экономике, где производительность труда определяется эффективностью воспроизводства человека, способного стать и мерилом всех богатств и средством их достижения.
Основой парадигмы социального развития на рубеже третьего тысячелетия
стали человек как высшая ценность и культура как коллективный интеллект и условие самоорганизации и саморазвития личности.
Однако для того, чтобы реализовать творческие потенции индивида,
вступавшего в XXI век, и привести культуру человека в соответствие с объективными требованиями и реальными возможностями мирового сообщества, необходимо учесть ряд принципиально важных факторов: 1.
Сложившаяся система формирования культуры личности опирается на общее образование, стимулирует потребление культурных ценностей и фокусируется на лучших образцах музыкального, театрального, изобразительного и других жанров высокого


[стр.,16]

16 искусства.
Однако, общество XXI века не может опираться лишь на вершину духовных ценностей, оно обязано раскрыть все многообразие культурных процессов.
Сегодня не менее актуальным представляется процесс формирования умений и навыков повседневной, практической культуры, охватывающей широчайший диапазон жизнедеятельности
от культуры познания, культуры труда, культуры деловых и неформальных отношений, культуры общения, от проявляемой во всех сферах жизнедеятельности нравственной, экономической, политической, правовой, экологической, эстетической, физической культуры до культуры быта и досуга.
2.
Развитие экономики и культуры органически взаимосвязано, но внутренние закономерности их функционирования принципиально различны.
Научно-технический прогресс ломает границы государств, приводит к
последовательному переходу от национальной экономики к планетарной.
Достижения техники и информатики можно и нужно без потерь переносить из страны в страну, из региона в регион.

В сфере духовной жизни это оказывается невозможным, т.к.
эстетические ценности непреложно требуют наличия определенных традиций, конкретной общности.
Прав Э.Тайлор, постулирующий единый мир культуры, интегрирующий в себе общечеловеческие ценности, но не менее прав и О.Шпенглер, подчеркивающий, что развитие культуры неотделимо от каждого народа, и его национально-культурных традиций, каждого региона, каждой эпохи.
В рамках единых духовных ценностей культура сохраняет уникальность субкультур отдельных народов, регионов, социальных групп.
Как бы ни прогрессировали культурные коммуникации, самую высокую степень активного включения индивидов в духовное творчество может обеспечить лишь развитая культура конкретного района, конкретной общности.
3.
Сложный и противоречивый процесс становления и развития культуры неотделим от закономерностей филои онтогенеза.
В современных условиях на протяжении одной жизни чередуется несколько культурных эпох, и это обязывает формировать у человека способность воспринимать динамику времени, эффективно адаптироваться к определенной культурной среде.
В то же время процесс инкультурации носит непрерывный характер и связан с сенситивными пиками развития.
От первых лет жизни ребенка, когда он осваивает основы общения и санитарно-гигиенической культуры, общество призвано соизмерять реальные возможности и способности к восприятию информации.
Мировая и отечественная возрастная психология и педагогика убедительно доказали, что дошкольники могут вполне успешно освоить технологию пения, танца или рисования.
Однако подростки в 5 и 6 классах, изучающие историю Древней Греции или Рима, еще не способны осмыслить сущность и подлинную ценность античной культуры, равно как старшеклассники в силу ограниченности жизненного опыта не в состоянии в полной мере оценить В.Шекспира, В.Гете, Ф.М.Достоевского или Л.Н.Толстого.
Рассогласование между содержанием социально-культурного просвещения и объективными возможностями его восприятия на определенном этапе возрастного развития порою порождает иллюзию решения поставленной задачи.
Более того, в ряде случаев это отталкивает человека от определенных духовных ценностей и затрудняет возможность их постижения в будущем.
4.
В современной педагогике.
прочно утвердило себя понятие «функциональная грамотность», предполагающее способность человека использовать имеющиеся базовые знания во всех сферах жизнедеятельности.
Не менее актуальна сегодня и такая категория, как «функциональная культура», констатирующая, что личность не только усвоила совокупность определенных фундаментальных культурологических знаний, но и эффективно реализует их в профессионально-трудовой, общественно-политической и духовной сфере, в семье, быту и досуге, в общении и наедине с собой.
В обществе коллективного интеллекта и информационных технологий формирование культуры личности происходит в процессе социализации посредством образования, пропаганды научных знаний, вовлечения в духовное творчество, физкультуру, спорт, в другие виды социально-культурной активности.
Но культура – это

[Back]