Академии образования, методики эстетического воспитания средствами искусств (фольклор, театр, кино, изобразительное искусство и т.п.). Существенную роль в научном осмыслении социально-культурной деятельности сыграл закон приоритетности культуры в общественном развитии (С. С. Аверинцев, А. И. Арнольдов, В. С. Библер, М. Вебер, Э. В. Ильенков, Э. С. Маркарян, X. Ортега-и-Гасет, А. Швейцер, К. Ясперс), который способствовал разработке эффективного механизма обеспечения культуры труда, познания, быта, досуга, социальных отношений, делового и личностного общения; для определения ориентиров культурной политики существенное значение приобрели прогностические концепции культуры конца второго — начала третьего тысячелетий (Ж. Дюмазедье, Ф. Фукуяма, И.В. Бестужев-Лада и др.). Формирование прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики обусловлено непреложной потребностью общества, вступающего в третье тысячелетие, обеспечить: научно-методологическое осмысление социально-культурной деятельности; осуществление государственной культурной политики и принятие научно обоснованных управленческих решений в социально-культурной сфере; эффективное прогнозирование, проектирование и регулирование социально-культурных процессов; разработку методики сохранения памятников истории и культуры, национально-культурных традиций; передачу и расширенное воспроизводство социально-культурного опыта; обоснование технологии достижения соответствующего культурным нормативам уровня социальной практики. Важнейшая функция прикладной культурологии проявляется: |
31 Принятые прикладной культурологией механизмы культурно-просветительной деятельности и методика стимулирования социально-культурного творчества опираются на раскрытые в русской философии и культурологии концепции сохранения и дальнейшего обогащения традиций духовной жизни и духовного наследия россиян (Н.Я.Чаадаев, В.О.Ключевский, В.С.Соловьев, П.Н.Милюков. Н.А.Бердяев, Д.С.Лихачев и др.); на этнических концепциях культуры и игровых формах социально-культурной деятельности (И.Хейзинга, Э.Берн); на разработанной в философии, психологии и фундаментальной культурологии концепции формирования духовного мира человека и личностно ориентированного процесса приобщения индивида к культуре (Э.Фромм, З.Фрейд, С.Л.Франк, В.В.Розанов, Л.Карсавин, К.Маркс, Ф.Энгельс и др.); на обоснованной в современной философии, этнологии и семиотике теории развития празднично-обрядовых форм социально-культурной деятельности (Э.Кассирер, К.ЛевиСтрос, М.М.Бахтин, А.Ф.Лосев, Л.Уайт, Ю.М.Лотман). Дифференциальная культурология, ее требования учета специфики формирования культуры различных социальных общностей (половозрастных групп, профессий, классов, сословий, других слоев населения), равно как культурно-историческая психология (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия) стали основой дифференцированного подхода к отбору методики приобщения разных групп населения к достижениям мировой и отечественной культуры. Принципиальное значение для прикладной культурологии приобрели концепция реализации нравственно-эстетического потенциала культуры в философии И. Канта; методология использования художественной культуры как средства духовного развития личности (А.Я.Зиев, М.С.Каган, Ю.В.Петров, К.Б.Соколов, Ю.У.Фохт-Бабушкин); традиции народной культуры, разработанные Институтом художественного образования Российской Академии образования, методики эстетического воспитания средствами искусства (фольклор, театр, кино, изобразительное искусство и т. п.). Существенную роль в научном осмыслении социально-культурной деятельности сыграл закон приоритетности культуры в общественном развитии (С.С.Аверинцев, А.И.Арнольдов, В.С.Библер, М.Вебер, Э.В.Ильенков, Э.С.Маркарян, Х.Ортега-и-Гасет, А.Швейцер, К.Ясперс), который способствовал разработке эффективного механизма обеспечения культуры труда, познания, быта, досуга, социальных отношений, делового и личностного общения. Для проективной культурологии и определения ориентиров культурной политики существенное значение приобрели прогностические концепции культуры конца второго – начала третьего тысячелетия (О.Тоффнер, Ж.Дюмазедье, Ф.Фукуяма, И.В.Бестужев-Лада и др.). Формирование прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики обусловлено непреложной потребностью общества, вступающего в третье тысячелетие, обеспечить: научно-методологическое осмысление социально-культурной деятельности; осуществление государственной культурной политики и принятия научно обоснованных управленческих решений в социально-культурной сфере; эффективное прогнозирование, проектирование и регулирование социальнокультурных процессов; разработку методики сохранения памятников истории и культуры, национальнокультурных традиций; передачу и расширенное воспроизводство социально-культурного опыта; обоснование технологии достижения соответствующего культурным нормативам уровня социальной практики. Важнейшая функция прикладной культурологии проявляется: в научно-методическом обеспечении культурно-просветительной и культуротворческой деятельности учебных заведений, трудовых коллективов, воинских частей, учреждений культуры, средств массовой информации, спортивно |