Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 60]

в научно-методическом обеспечении культурно-просветительной и культуротворческой деятельности учебных заведений, трудовых коллективов, воинских частей, учреждений культуры, средств массовой информации, спортивно-оздоровительных, санаторно-курортных, • коммерческо-развлекательных и иных институтов социально-культурной сферы; в раскрытии путей и средств внедрения нравственно-эстетических начал в семейно-бытовую, учебно-познавательную, профессиональнотрудовую, рекреативно-развлекательную сферы, в деловое и досуговое общение; т в разработке методологии и методики формирования культурной среды; изучения, удовлетворения и последовательного обогащения духовных интересов и потребностей людей; вовлечения человека в мир культуры, развития его духовно-эвристических и художественно-творческих потенций; в обосновании механизмов оптимизации процесса социализации, * инкультурации и самореализации личности, преобразования ее из объекта культурно-просветительного воздействия в субъект социально-культурного творчества.
Ценности культуры, утверждаемые средствами прикладной культурологии,
отражают богатство и многообразие культуросозидающей деятельности человека и широту критериев ее оценки.
Это:
# витально-биологические ценности, связанные с поддержанием жизни, здоровья, безопасности, внешности; социальные ценности, характеризующие статус и место личности в обществе, профессионально-трудовой, духовно-досуговой и семейнобытовой сфере; политические ценности, закрепляющие свободы, права и обязанности гражданина; моральные ценности, вытекающие из принятого в обществе кодекса чести; 60
[стр. 31]

31 Принятые прикладной культурологией механизмы культурно-просветительной деятельности и методика стимулирования социально-культурного творчества опираются на раскрытые в русской философии и культурологии концепции сохранения и дальнейшего обогащения традиций духовной жизни и духовного наследия россиян (Н.Я.Чаадаев, В.О.Ключевский, В.С.Соловьев, П.Н.Милюков.
Н.А.Бердяев, Д.С.Лихачев и др.); на этнических концепциях культуры и игровых формах социально-культурной деятельности (И.Хейзинга, Э.Берн); на разработанной в философии, психологии и фундаментальной культурологии концепции формирования духовного мира человека и личностно ориентированного процесса приобщения индивида к культуре (Э.Фромм, З.Фрейд, С.Л.Франк, В.В.Розанов, Л.Карсавин, К.Маркс, Ф.Энгельс и др.); на обоснованной в современной философии, этнологии и семиотике теории развития празднично-обрядовых форм социально-культурной деятельности (Э.Кассирер, К.ЛевиСтрос, М.М.Бахтин, А.Ф.Лосев, Л.Уайт, Ю.М.Лотман).
Дифференциальная культурология, ее требования учета специфики формирования культуры различных социальных общностей (половозрастных групп, профессий, классов, сословий, других слоев населения), равно как культурно-историческая психология (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия) стали основой дифференцированного подхода к отбору методики приобщения разных групп населения к достижениям мировой и отечественной культуры.
Принципиальное значение для прикладной культурологии приобрели концепция реализации нравственно-эстетического потенциала культуры в философии И.
Канта; методология использования художественной культуры как средства духовного развития личности (А.Я.Зиев, М.С.Каган, Ю.В.Петров, К.Б.Соколов, Ю.У.Фохт-Бабушкин); традиции народной культуры, разработанные Институтом художественного образования Российской Академии образования, методики эстетического воспитания средствами искусства (фольклор, театр, кино, изобразительное искусство и т.
п.).
Существенную роль в научном осмыслении социально-культурной деятельности сыграл закон приоритетности культуры в общественном развитии (С.С.Аверинцев, А.И.Арнольдов, В.С.Библер, М.Вебер, Э.В.Ильенков, Э.С.Маркарян, Х.Ортега-и-Гасет, А.Швейцер, К.Ясперс), который способствовал разработке эффективного механизма обеспечения культуры труда, познания, быта, досуга, социальных отношений, делового и личностного общения.
Для проективной культурологии и определения ориентиров культурной политики существенное значение приобрели прогностические концепции культуры конца второго – начала третьего тысячелетия (О.Тоффнер, Ж.Дюмазедье, Ф.Фукуяма, И.В.Бестужев-Лада и др.).
Формирование прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики обусловлено непреложной потребностью общества, вступающего в третье тысячелетие, обеспечить:  научно-методологическое осмысление социально-культурной деятельности;  осуществление государственной культурной политики и принятия научно обоснованных управленческих решений в социально-культурной сфере;  эффективное прогнозирование, проектирование и регулирование социальнокультурных процессов;  разработку методики сохранения памятников истории и культуры, национальнокультурных традиций;  передачу и расширенное воспроизводство социально-культурного опыта;  обоснование технологии достижения соответствующего культурным нормативам уровня социальной практики.
Важнейшая функция прикладной культурологии проявляется:  в научно-методическом обеспечении культурно-просветительной и культуротворческой деятельности учебных заведений, трудовых коллективов, воинских частей, учреждений культуры, средств массовой информации, спортивно

[стр.,32]

32 оздоровительных, санаторно-курортных, коммерческо-развлекательных и иных институтов социально-культурной сферы;в раскрытии путей и средств внедрения нравственно-эстетических начал в семейно-бытовую, учебно-познавательную, профессионально-трудовую, рекреативноразвлекательную сферы, в деловое и досуговое общение;в разработке методологии и методики формирования культурной среды; изучения, удовлетворения и последовательного обогащения духовных интересов и потребностей людей; вовлечения человека в мир культуры, развития его духовноэвристических и художественно-творческих потенций;в обосновании механизмов оптимизации процесса социализации, инкультурации и самореализации личности, преобразования ее из объекта культурно-просветительного воздействия в субъект социально-культурного творчества.
Ценности культуры, утверждаемые средствами прикладной культурологии, отражают богатство и многообразие культуросозидающей деятельности человека и широту критериев ее оценки.
Это:
витально-биологические ценности, связанные с поддержанием жизни, здоровья, безопасности, внешности;социальные ценности, характеризующие статус и место личности в обществе, профессионально-трудовой, духовно-досуговой и семейно-бытовой сфере;политические ценности, закрепляющие свободы, права и обязанности гражданина;моральные ценности, вытекающие из принятого в обществе кодекса чести;  эстетические ценности, интегрирующие прежде всего представления об идеалах прекрасного, красоты и гармонии;  научные ценности, выражающиеся в постижении истины, объективности и достоверности знания;  религиозные ценности, основанные на вере во Всевышнего и культуре добра.
Приведенные выше ценности могут носить характер общечеловеческих, национальных, религиозных, групповых, личностных; могут одновременно удовлетворять и общечеловеческим, и национальным, и любым иным критериям.
Механизм их усвоения, естественно, учитывает специфику определенных ценностей, но во всех случаях он должен строиться на технологии, органично соединившей в себе методы формирования общественного сознания (информирование, комментирование, обобщение, внушение, заражение, убеждение) и методы вовлечения в социальнокультурную деятельность, посредством которой знания преобразуются в убеждения, нормы и принципы поведения.
Если культуру рассматривать как систему надбиологических программ человеческой деятельности, которые включают в себя идеалы, мировоззренческие ориентации, верования, предписания, нормы поведения, образцы деятельности, и в первую очередь совокупность знаний о мире, обществе, макрои микросреде, основах наук, ценностях искусства и других компонентах, составляющих социально-исторический опыт человечества, то прикладная культурология призвана обосновать и реализовать методы, технологии, механизмы хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации индивида, вовлечения его в социум и мир культуры.
В этой связи правомерно утверждать фундаментальную зависимость современной цивилизации от эффективности прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики, обеспечивающей формирование личности в соответствии с требованиями развития общечеловеческой и национальной культуры начала третьего тысячелетия.
Конкретизируя роль прикладной культурологии в решении этой проблемной задачи, в первую очередь, целесообразно видеть ее:  в обосновании технологии гармонизации отношений человека с природой, осуществления такой системы ноосферного, экологического, а по существу гуманистического образования и воспитания, которая утвердит новую систему ценностей,

[стр.,248]

248 эстетика движения, речевое общение и речевая культура; культура использования технических возможностей общения, сложившихся на рубеже III тысячелетия; 9) Культурология досуга; аксиология досуга; инфраструктура общественного, семейного и индивидуального досуга; обеспечение рекреации, лично значимого общения, познавательного, зрелищно-игрового и спортивно-оздоровительного досуга; развитие художественного, технического и прикладного творчества; праздничнообрядовая культура; экономика и правовое обеспечение культурно-досуговой деятельности; 10) Функциональная культура: информационно-методическое обеспечение социально-культурной деятельности; взаимосвязь фундаментальных культурологических знаний и уровня их реализации в различных сферах социальной практики.
Ведущие сферы реализации культуросозидающего потенциала прикладной культурологии:  профессионально-трудовая деятельность;  системы непрерывного образования;  область семейно-бытовых отношений;  сфера социально-культурной жизни.
Ценности культуры, утверждаемые средствами прикладной культурологии:
витально-биологические ценности, связанные с поддержанием жизни, здоровья, безопасности, внешности;социальные ценности, характеризующие статус и место личности в обществе, профессионально-трудовой, духовно-досуговой и семейно-бытовой сфере;политические ценности, закрепляющие свободы, права и обязанности гражданина;моральные ценности, вытекающие из принятого в обществе кодекса чести;  эстетические ценности, интегрирующие прежде всего представления об идеалах прекрасного, красоты и гармонии;  научные ценности, выражающиеся в постижении истины, объективности и достоверности знания;  религиозные ценности, основанные на вере во Всевышнего и культуре добра.
Важнейшие направления научной и практической деятельности специалистов прикладной культурологии:  выявление, удовлетворение и последовательное возвышение социальнокультурных интересов и потребностей различных групп населения, формирование способов их реализации;  разработка федеральных, региональных и ведомственных культурных программ и социальных технологий их осуществления;  стимулирование инновационных движений в сфере культуры;  управление экономическими и правовыми механизмами создания культурной среды и организации социально-культурной деятельности;  внедрение эффективных культурологических и социально-педагогических методик развития творческих потенций личности, вовлечение различных групп населения в культурно-эстетическое творчество;  правовое, кадровое и методическое обеспечение различных форм социального, художественного и научно-технического творчества населения;  использование мирового опыта стимулирования социально-культурной активности людей.

[Back]