Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 61]

эстетические ценности, интегрирующие прежде всего представления об идеалах прекрасного, красоты и гармонии; научные ценности, выражающиеся в постижении истины, объективности и достоверности знания; религиозные ценности, основанные на вере во Всевышнего и культуру добра.
Приведенные выше ценности могут носить характер общечеловеческих, национальных, религиозных, групповых, личностных; могут одновременно удовлетворять и общечеловеческим, и национальным, и любым иным критериям.
Механизм их усвоения, естественно, учитывает специфику определенных ценностей, но во всех случаях он должен строиться на технологии, органично соединившей в себе методы формирования общественного сознания (информирование, комментирование, обобщение, внушение, заражение, убеждение) и методы вовлечения в социальнокультурную деятельность, посредством которой знания преобразуются в убеждения, нормы и принципы поведения.
Если культуру рассматривать как систему надбиологических программ человеческой деятельности, которые включают в себя идеалы, мировоззренческие ориентации, верования, предписания, нормы поведения, образцы деятельности и, в первую очередь, совокупность знаний о мире, обществе, макрои микросреде, основах наук, ценностях искусства и других компонентах, составляющих социально-исторический опыт человечества, то прикладная культурология призвана обосновать и реализовать методы, технологии, механизмы хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации индивида, вовлечения его в социум и мир культуры.
В этой связи правомерно утверждать фундаментальную зависимость современной цивилизации от эффективности прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики, обеспечивающей формирование личности в соответствии с требованиями развития общечеловеческой и национальной культуры начала третьего тысячелетия.
[стр. 32]

32 оздоровительных, санаторно-курортных, коммерческо-развлекательных и иных институтов социально-культурной сферы;  в раскрытии путей и средств внедрения нравственно-эстетических начал в семейно-бытовую, учебно-познавательную, профессионально-трудовую, рекреативноразвлекательную сферы, в деловое и досуговое общение;  в разработке методологии и методики формирования культурной среды; изучения, удовлетворения и последовательного обогащения духовных интересов и потребностей людей; вовлечения человека в мир культуры, развития его духовноэвристических и художественно-творческих потенций;  в обосновании механизмов оптимизации процесса социализации, инкультурации и самореализации личности, преобразования ее из объекта культурно-просветительного воздействия в субъект социально-культурного творчества.
Ценности культуры, утверждаемые средствами прикладной культурологии, отражают богатство и многообразие культуросозидающей деятельности человека и широту критериев ее оценки.
Это:  витально-биологические ценности, связанные с поддержанием жизни, здоровья, безопасности, внешности;  социальные ценности, характеризующие статус и место личности в обществе, профессионально-трудовой, духовно-досуговой и семейно-бытовой сфере;  политические ценности, закрепляющие свободы, права и обязанности гражданина;  моральные ценности, вытекающие из принятого в обществе кодекса чести;  эстетические ценности, интегрирующие прежде всего представления об идеалах прекрасного, красоты и гармонии;научные ценности, выражающиеся в постижении истины, объективности и достоверности знания;религиозные ценности, основанные на вере во Всевышнего и культуре добра.
Приведенные выше ценности могут носить характер общечеловеческих, национальных, религиозных, групповых, личностных; могут одновременно удовлетворять и общечеловеческим, и национальным, и любым иным критериям.
Механизм их усвоения, естественно, учитывает специфику определенных ценностей, но во всех случаях он должен строиться на технологии, органично соединившей в себе методы формирования общественного сознания (информирование, комментирование, обобщение, внушение, заражение, убеждение) и методы вовлечения в социальнокультурную деятельность, посредством которой знания преобразуются в убеждения, нормы и принципы поведения.
Если культуру рассматривать как систему надбиологических программ человеческой деятельности, которые включают в себя идеалы, мировоззренческие ориентации, верования, предписания, нормы поведения, образцы деятельности, и в первую очередь совокупность знаний о мире, обществе, макрои микросреде, основах наук, ценностях искусства и других компонентах, составляющих социально-исторический опыт человечества, то прикладная культурология призвана обосновать и реализовать методы, технологии, механизмы хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации индивида, вовлечения его в социум и мир культуры.
В этой связи правомерно утверждать фундаментальную зависимость современной цивилизации от эффективности прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики, обеспечивающей формирование личности в соответствии с требованиями развития общечеловеческой и национальной культуры начала третьего тысячелетия.

Конкретизируя роль прикладной культурологии в решении этой проблемной задачи, в первую очередь, целесообразно видеть ее:  в обосновании технологии гармонизации отношений человека с природой, осуществления такой системы ноосферного, экологического, а по существу гуманистического образования и воспитания, которая утвердит новую систему ценностей,

[стр.,248]

248 эстетика движения, речевое общение и речевая культура; культура использования технических возможностей общения, сложившихся на рубеже III тысячелетия; 9) Культурология досуга; аксиология досуга; инфраструктура общественного, семейного и индивидуального досуга; обеспечение рекреации, лично значимого общения, познавательного, зрелищно-игрового и спортивно-оздоровительного досуга; развитие художественного, технического и прикладного творчества; праздничнообрядовая культура; экономика и правовое обеспечение культурно-досуговой деятельности; 10) Функциональная культура: информационно-методическое обеспечение социально-культурной деятельности; взаимосвязь фундаментальных культурологических знаний и уровня их реализации в различных сферах социальной практики.
Ведущие сферы реализации культуросозидающего потенциала прикладной культурологии:  профессионально-трудовая деятельность;  системы непрерывного образования;  область семейно-бытовых отношений;  сфера социально-культурной жизни.
Ценности культуры, утверждаемые средствами прикладной культурологии:  витально-биологические ценности, связанные с поддержанием жизни, здоровья, безопасности, внешности;  социальные ценности, характеризующие статус и место личности в обществе, профессионально-трудовой, духовно-досуговой и семейно-бытовой сфере;  политические ценности, закрепляющие свободы, права и обязанности гражданина;  моральные ценности, вытекающие из принятого в обществе кодекса чести;  эстетические ценности, интегрирующие прежде всего представления об идеалах прекрасного, красоты и гармонии;научные ценности, выражающиеся в постижении истины, объективности и достоверности знания;религиозные ценности, основанные на вере во Всевышнего и культуре добра.
Важнейшие направления научной и практической деятельности специалистов прикладной культурологии:  выявление, удовлетворение и последовательное возвышение социальнокультурных интересов и потребностей различных групп населения, формирование способов их реализации;  разработка федеральных, региональных и ведомственных культурных программ и социальных технологий их осуществления;  стимулирование инновационных движений в сфере культуры;  управление экономическими и правовыми механизмами создания культурной среды и организации социально-культурной деятельности;  внедрение эффективных культурологических и социально-педагогических методик развития творческих потенций личности, вовлечение различных групп населения в культурно-эстетическое творчество;  правовое, кадровое и методическое обеспечение различных форм социального, художественного и научно-технического творчества населения;  использование мирового опыта стимулирования социально-культурной активности людей.

[Back]