Конкретизируя роль прикладной культурологии в решении этой проблемной задачи, в первую очередь, целесообразно видеть ее: в обосновании технологии гармонизации отношений человека с природой, осуществления такой системы ноосферного, экологического, а по существу гуманистического образования и воспитания, которая утвердит новую систему ценностей, основанную на гуманистической парадигме экологической культуры, способной сохранить биосферу и се главное составляющее самого человека; в раскрытии механизма погружения человека в социально-культурную среду через освоение системы научных знаний и ценностей литературы и искусства; во внедрении эффективных методик формирования способности человека включиться в процесс непрерывного образования, постичь информационные технологии XXI века, познать себя, реализовать свои творческие потенции. Для прикладной культурологии принципиальное значение приобретает гуманистическая философия А. Швейцера, который видел в культуре "совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогрессу прогрессов" [207]. Несущая конструкция, стержень культуры, по А. Швейцеру, в ее нравственном содержании. Прогресс культуры находится в прямой зависимости от возрождения и постоянного совершенствования ее нравственного характера и в непреложном формировании в рамках современной культуры жизнеутверждающего мировоззрения, которое включало бы в себя нравственно-эстетические, экологические и космические императивы. Столь же прогрессивна и швейцеровская методология вовлечения человека в мир культуры, исходящая из того, что "способность человека быть носителем культуры, то есть понимать ее и действовать во имя ее, зависит от |
32 оздоровительных, санаторно-курортных, коммерческо-развлекательных и иных институтов социально-культурной сферы; в раскрытии путей и средств внедрения нравственно-эстетических начал в семейно-бытовую, учебно-познавательную, профессионально-трудовую, рекреативноразвлекательную сферы, в деловое и досуговое общение; в разработке методологии и методики формирования культурной среды; изучения, удовлетворения и последовательного обогащения духовных интересов и потребностей людей; вовлечения человека в мир культуры, развития его духовноэвристических и художественно-творческих потенций; в обосновании механизмов оптимизации процесса социализации, инкультурации и самореализации личности, преобразования ее из объекта культурно-просветительного воздействия в субъект социально-культурного творчества. Ценности культуры, утверждаемые средствами прикладной культурологии, отражают богатство и многообразие культуросозидающей деятельности человека и широту критериев ее оценки. Это: витально-биологические ценности, связанные с поддержанием жизни, здоровья, безопасности, внешности; социальные ценности, характеризующие статус и место личности в обществе, профессионально-трудовой, духовно-досуговой и семейно-бытовой сфере; политические ценности, закрепляющие свободы, права и обязанности гражданина; моральные ценности, вытекающие из принятого в обществе кодекса чести; эстетические ценности, интегрирующие прежде всего представления об идеалах прекрасного, красоты и гармонии; научные ценности, выражающиеся в постижении истины, объективности и достоверности знания; религиозные ценности, основанные на вере во Всевышнего и культуре добра. Приведенные выше ценности могут носить характер общечеловеческих, национальных, религиозных, групповых, личностных; могут одновременно удовлетворять и общечеловеческим, и национальным, и любым иным критериям. Механизм их усвоения, естественно, учитывает специфику определенных ценностей, но во всех случаях он должен строиться на технологии, органично соединившей в себе методы формирования общественного сознания (информирование, комментирование, обобщение, внушение, заражение, убеждение) и методы вовлечения в социальнокультурную деятельность, посредством которой знания преобразуются в убеждения, нормы и принципы поведения. Если культуру рассматривать как систему надбиологических программ человеческой деятельности, которые включают в себя идеалы, мировоззренческие ориентации, верования, предписания, нормы поведения, образцы деятельности, и в первую очередь совокупность знаний о мире, обществе, макрои микросреде, основах наук, ценностях искусства и других компонентах, составляющих социально-исторический опыт человечества, то прикладная культурология призвана обосновать и реализовать методы, технологии, механизмы хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации индивида, вовлечения его в социум и мир культуры. В этой связи правомерно утверждать фундаментальную зависимость современной цивилизации от эффективности прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики, обеспечивающей формирование личности в соответствии с требованиями развития общечеловеческой и национальной культуры начала третьего тысячелетия. Конкретизируя роль прикладной культурологии в решении этой проблемной задачи, в первую очередь, целесообразно видеть ее: в обосновании технологии гармонизации отношений человека с природой, осуществления такой системы ноосферного, экологического, а по существу гуманистического образования и воспитания, которая утвердит новую систему ценностей, 33 основанную на гуманистической парадигме экологической культуры, способной сохранить биосферу и ее главное составляющее – самого человека; в раскрытии механизма погружения человека в социально-культурную среду через освоение системы научных знаний и ценностей литературы и искусства; во внедрении эффективных методик формирования способности человека включиться в процесс непрерывного образования, постичь информационные технологии XXI века, познать себя, реализовать свои творческие потенции. Для прикладной культурологии принципиальное значение приобретает гуманистическая философия Альберта Швейцера22 , который видел в культуре «совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогрессу прогрессов». Несущая конструкция, стержень культуры по А.Швейцеру – в ее нравственном содержании. Прогресс культуры находится в прямой зависимости от возрождения и постоянного совершенствования ее нравственного характера и в непреложном формировании в рамках современной культуры жизнеутверждающего мировоззрения, которое включало бы в себя нравственно-эстетические, экологические и космические императивы. Следует заметить, что А. Швейцер говорил об экологии и космическом мышлении задолго до прорыва в космос Ю.Гагарина и чернобыльской катастрофы, подобно В.И.Вернадскому, обогнав мышление современников по крайней мере на столетие. Столь же прогрессивна и швейцеровская методология вовлечения человека в мир культуры, исходящая из того, что «способность человека быть носителем культуры, то есть понимать ее и действовать во имя ее, зависит от того, в какой мере он является одновременно мыслящим и свободным существом». Эта позиция в значительной мере перекликается с концепцией П.Тейяра де Шардена23 , которая, опираясь на веру в творческие и познавательные (рациональные) способности человека, определяет культуру как явление, возлагающее на человека ответственность (любовь) за отношения с окружающей природой и людьми (дух Земли), за развитие духовности. Значимость прикладной культурологии как средства научного обеспечения процесса вовлечения человека в мир культуры проявляется уже на стадии определения самого понятия культуры. Э.С.Маркарян24 , к примеру, подчеркивает, что культура – это «система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе». Выработать эти механизмы и обосновать их эффективность и призвана прикладная культурология. Механизм постижения ценностей культуры взаимосвязан со спецификой сложившейся культурной среды, с уровнем развития средств трансляции этих ценностей, с особенностями восприятия тех или иных явлений и процессов культуры. Непреложным условием усвоения определенных ценностей или способов культурной деятельности должно быть, как минимум, их наличие в окружающей микросреде. Не будь в детстве общения с пианино, скрипкой или виолончелью, не было бы в истории отечественной и мировой музыкальной культуры феномена С.Рихтера, Д.Ойстраха или М.Ростроповича. Чтобы оценить и полюбить музыкальное искусство, нужно не раз ощутить магию оперного или балетного спектакля, погрузиться в волшебный мир симфонического оркестра, почувствовать восприятие прекрасного теми, кто сидит рядом с тобой в оперном театре или зале филармонии. И в этой связи нельзя не отметить, что ущербность нашей системы эстетического воспитания во многом связана с тем, что миллионы и миллионы россиян за всю свою жизнь ни разу не общались с подлинными образцами высокого искусства, не познали его сами и не могли передать эстафету художественной культуры своим детям. 22 Швейцер А.Благоговение перед жизнью. М.,1996. С.48-82. 23 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.,1987. С.123-129. 24 Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.,1983. 412 с. |