формы вовлечения человека в мир культуры; определяющая механизм создания благоприятной культурной среды; обосновывающая технологию обеспечения условий для реализации духовно-эвристических и художественно-творческих потенций людей, проявления их социально-культурной активности. Объект прикладной культурологии человек, личность, индивидуальность, отдельный индивид или социальная общность. Предмет прикладной культурологии процесс формирования культурной среды; механизм хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности; технология изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; методология и методика вовлечения личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное творчество. Предметом прикладной культурологии выступает не идеал, а объективные реалии современного мира и его культурных процессов с присущими им достижениями, противоречиями, недостатками. Цель прикладной культурологии посредством комплекса специально отобранных и синтезированных видов культурной деятельности обеспечить: приобретение, расширение, углубление, обновление и приведение в систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению мировоззренческой, идейно-нравственной и эстетической позиции; формирование интеллектуальных и практических навыков и умений в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, стимулирование развития творческих потенций личности; создание, освоение, сохранение, распространение и воспроизведение ценностей культуры; усвоение способов культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения; |
36 Прикладная культурология – отрасль культурологии, раскрывающая методологические основы, закономерности, принципы, средства, методы и формы вовлечения человека в мир культуры; определяющая механизм создания благоприятной культурной среды; обосновывающая технологию обеспечения условий для реализации духовно-эвристических и художественно-творческих потенций людей, проявления их социально-культурной активности. Объект прикладной культурологии – человек, личность, индивидуальность, отдельный индивид или социальная общность. Предмет прикладной культурологии – процесс формирования культурной среды; механизм хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности; технология изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; методология и методика вовлечения личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное творчество. Предметом прикладной культурологии выступает не идеал, а объективные реалии современного мира и его культурных процессов с присущими им достижениями, противоречиями, недостатками. Цель прикладной культурологии – посредством комплекса специально отобранных и синтезированных видов культурной деятельности обеспечить: приобретение, расширение, углубление, обновление и приведение в систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению мировоззренческой, идейно-нравственной и эстетической позиции; формирование интеллектуальных и практических навыков и умений в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, стимулирование развития творческих потенций личности; создание, освоение, сохранение, распространение и воспроизведение ценностей культуры; усвоение способов культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения; удовлетворение и последовательное обогащение духовно-эстетических интересов и потребностей разных групп населения; регуляция социального бытия, воспитание в каждом человеке повседневной, практической культуры, культуры труда, познания, быта, досуга, делового и неформального общения. Задачи прикладной культурологии проявляются в том, чтобы обеспечить: 1) выявление закономерностей, принципов, средств, методов и форм создания, сохранения, трансляции и освоения культурных ценностей, норм, практик в сфере художественно-эстетической, религиозной, нравственной, социально-психологической, политической, правовой, экономической, экологической, физической культуры и разработка на этой основе условий и способов оптимизации этих процессов; 2) получение практически ориентированного знания о закономерностях формирования и развития различных субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в целом) и поиск оптимальных механизмов регулирования социально-культурных процессов на соответствующих уровнях; 3) разработку принципов и технологий использования различных культурных практик (видов и способов культурологической деятельности и мышления, норм, традиций и форм человеческого общежития), сложившихся в истории мировых культур, в тех или иных сферах социокультурной деятельности, в культурной политике, управлении, образовании, воспитании, в эстетическом, художественном, духовно-нравственном, экологическом, физическом и психическом развитии личности; 4) формирование теоретических оснований и механизмов разработки и осуществления государственной культурной политики на общенациональном, региональном и отраслевом уровне; 5) определение условий оптимизации деятельности социокультурных институтов и неинституциональных общностей, проектирование функционально содержательных 56 путем последовательного развития философских основ человекознания и входящих в него наук. И педагогика, и прикладная культурология как любые отрасли научного знания должны вычленить изучаемый ими объект в виде определенной системы, отличающейся конкретными параметрами и неповторимыми, только им присущими целями, закономерностями и способами существования. У прикладной культурологии и педагогики один объект – человек, личность, индивидуальность, отдельный индивид или социальная общность. Однако специфика каждой из этих наук проявляется в их предмете. Предмет педагогики – воспитание как сознательно и целенаправленно организуемый процесс41 . Предмет прикладной культурологии – процесс формирования культурной среды; механизм хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности; технология изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей, методология и методика вовлечения личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное творчество. Процесс становления прикладной культурологии осуществляется достаточно активно, но он далеко не завершен. От нового направления культурологического знания наука и практика ждут ответы на многие вопросы, а именно – каким образом: приобретаются, расширяются, углубляются, обновляются и приводятся в систему знания о сложившихся ценностях культуры? формируются интеллектуальные и практические навыки и умения в сфере социального, научно-технического и художественного творчества? осваиваются, сохраняются, распространяются и воспроизводятся ценности культуры? какими путями, средствами и методами нужно решать задачи передачи из поколения в поколение социально-культурного опыта? обеспечить усвоение формирующейся личностью способов регуляции социального бытия, формирования в каждом человеке повседневной практической культуры, культуры труда, познания, быта, досуга, делового и неформального общения? Механизм усвоения культуры начинается с хоминизации индивида, т. е. процесса приобщения новорожденного к роду человеческому, формирования общегуманистических нравственных качеств, основ физической и санитарно-гигиенической культуры, культуры речи, элементарной культуры общения, адаптации органов восприятия к конкретным формам природной и культурной среды. Хоминизация носит общечеловеческий характер. Механизм ее, как правило, спонтанно передается из поколения в поколение, строится на принципах народной педагогики, опирается на национальные, религиозные, региональные, семейные и иные традиции, осуществляется главным образом в рамках семьи42 . Специфика и сложность этого процесса в значительной мере предопределяется противоречивостью восприятия людьми сути и природы материнства и отцовства, их изначальной психологической и практической неподготовленностью к исполнению родительских функций. С одной стороны, воспроизводство рода человеческого – первейшая и важнейшая функция любой женщины, любого мужчины. Однако подготовиться к ее реализации, обучаясь в школе, не представляется возможным. Будущие матери и отцы еще в 41 Педагогика/Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М., 1984. 368 с.; Основы педагогического мастерства, под ред. И. А. Зязуна. М., 1989. 302 с.; Харламов И. Ф. Педагогика. М., 1990. 576 с; Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. 368 с. 42 См. Абрамян Э. Г. У истоков культурной традиции. Ташкент, 1988. 125 с.; Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М., 1987. 415 с.; Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989, 243 с.; Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1918 412 с.; Дьяков И. М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней. М., 1994 382 с.; Емельянов Ю. Н. Введение в культур-антропологию. СПб., 1992 63 с.; Кассирер Э. Опыт о человеке. М., 1993 364 с.; Лосев А. Ф. Философия, Мифология, Культура. М., 1991. 524 с.; Мацковский М. С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии. методики. М., 1989 116 с.; Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. 572 с. и др. 245 ПРИЛОЖЕНИЕ ПАСПОРТ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ» Прикладная культурология – отрасль культурологии, раскрывающая методологические основы закономерности, принципы, средства, методы и формы вовлечения человека в мир культуры; определяющая механизм создания благоприятной культурной среды; обосновывающая технологию обеспечения условий для реализации духовно-эвристических и художественно-творческих потенций людей, проявления их социально-культурной активности. Объект прикладной культурологии – человек, личность, индивидуальность; отдельный индивид или социальная общность. Предмет прикладной культурологии – процесс формирования культурной среды; механизм хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности; технология изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; методология и методика вовлечения личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное творчество. Предметом прикладной культурологии выступает не идеал, а объективные реалии современного мира и его культурных процессов с присущими им достижениями, противоречиями, недостатками. Цель прикладной культурологии – посредством комплекса специально отобранных и синтезированных видов культурной деятельности обеспечить: приобретение, расширение, углубление, обновление и приведение в систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению мировоззренческой, идейно-нравственной и эстетической позиции; формирование интеллектуальных и практических навыков и умений в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, стимулирование развития творческих потенций личности; создание, освоение, сохранение, распространение и воспроизведение ценностей культуры; усвоение способов культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения; удовлетворение и последовательное обогащение духовно-эстетических интересов и потребностей разных групп населения; регуляция социального бытия, воспитание в каждом человеке повседневной, практической культуры, культуры труда, познания, быта, досуга, делового и неформального общения. Задачи прикладной культурологии210 проявляются в том, чтобы обеспечить: 1) Выявление закономерностей, принципов, средств, методов и форм создания, сохранения, трансляции и освоения культурных ценностей, норм, практик в сфере художественно-эстетической, религиозной, нравственной, социальнопсихологической, политической, правовой, экономической, экологической, физической культуры и разработка на этой основе условий и способов оптимизации этих процессов; 2) Получение практически ориентированного знания о закономерностях формирования и развития различных субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в целом) и поиск оптимальных механизмов регулирования социально-культурных процессов на соответствующих уровнях; 3) Разработка принципов и технологий использования различных культурных практик (видов и способов культурологической деятельности и мышления, норм, 210 При формулировании задач прикладной культурологии использовались рабочие материалы А.Я.Флиера. |