Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 74]

мире ценностей культуры, тем сложнее процесс передачи культурного наследия, механизм его усвоения.
В современном, полном противоречий мире сложнейший процесс становления личности не укладывается в традиционные рамки семьи и
учебно• воспитательных учреждений, на нем все более активно сказывается социализирующее влияние средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных организаций, круга общения, всей микросреды формирующейся личности.
Механизм хоминизации, социализации и инкультурации
раскрывает прикладная культурология, которая, в свою очередь, широко опирается на методики, веками наработанные
# отечественной и сравнительной педагогикой.
В разработку основ современного человекознания существенную лепту внесли Ю.
К.
Бабанский, П.
П.
Блонский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов,
Л.В.Занков, П.И.Зинченко, Ф.Ф.Королев, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, А.В.Петровский, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, С.Т.Шацкий,М.
Г.Ярошевский и другие российские педагоги и психологи.
В рамках Российской Академии наук и Российской Академии образования успешно функционируют институты и лаборатории человека.
Наиболее конструктивный вклад в развитие человекознания внес Б.
Г.Ананьев,
сумевший обосновать его методологию, выявить структуру, определить его роль и место в системе гуманитарного знания.
От нового направления человекознания наука и практика ждут ответы на многие вопросы, а именно каким образом: приобретаются, расширяются, углубляются, обновляются и приводятся в систему знания о сложившихся ценностях культуры? формируются интеллектуальные и практические навыки и умения в сфере социального, научно-технического и художественного творчества? -осваиваются, сохраняются, распространяются и воспроизводятся ценности культуры? 74
[стр. 54]

54 ГЛАВА II.
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА КУЛЬТУРЫ 2.1.
Механизм усвоения культуры Специфика культуры проявляется в том, что в ней параллельно происходят два диалектически взаимосвязанных процесса: создание духовных и материальных ценностей и передача накопленного национально-культурного богатства от одного поколения к другому.
При этом сложность механизма обеспечения культурной преемственности в первую очередь предопределяется тем, что подрастающее поколение за считанные годы должно усвоить и воспринять как эстафету дальнейшего развития совокупность того, что человечество созидало в течение многих тысячелетий, приведших к становлению современной цивилизации.
С одной стороны, механизм усвоения культуры базируется на спонтанном процессе жизнедеятельности людей, которые создают средства производства и средства потребления, строят, облагораживают быт, решают проблемы экологии и здравоохранения, проявляют свои творческие потенции в науке, искусстве, рациональной организации досуга.
И все это представляет собой открытую книгу, пример для подражания, естественно перенимаемый формирующимися поколениями.
С другой – в обществе сложилась система социальных институтов: от семьи и школы до учреждений искусств, массовой информации, культурно-просветительной деятельности, физкультуры и спорта, которые призваны вовлекать новые поколения в мир культуры, обеспечивать сложный и многогранный процесс хоминизации, социализации, инкультурации и индивидуализации формирующейся личности, стимулирования саморазвития ее творческих потенций.
Чем шире масштабы человеческой деятельности, индивидуального и коллективного творчества людей, чем больше объем накопленных в нашем мире ценностей культуры, тем сложнее процесс передачи культурного наследия, механизм его усвоения.
Однако, как свидетельствует история, изобилующая примерами безвозвратных потерь существовавших в разные эпохи культур38 , процесс культурной преемственности не может быть дискретным, не должен прерываться или останавливаться ни на одну минуту.
Непрерывность передачи из поколения в поколение эстафеты культуры – одна из закономерностей ее эффективного развития, и чрезвычайно важно, чтобы этот процесс носил двусторонний характер: молодое поколение призвано осознать необходимость овладения культурным богатством породившего его общества и реализовать это в повседневной жизнедеятельности, а старшее обязано делиться своим опытом с молодежью, посвящать значительную часть своей жизненной энергии делу образования, воспитания, вовлечения юной смены в мир сложившихся традиций, обычаев, норм, материальных и духовных ценностей.
В современном, полном противоречий мире сложнейший процесс становления личности не укладывается в традиционные рамки семьи и
учебно-воспитательных учреждений, на нем все более активно сказывается социализирующее влияние средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных организаций, круга общения, всей микросреды формирующейся личности.
Механизм хоминизации, социализации и инкультурации раскрывает прикладная культурология, которая, в свою очередь, широко опирается на методики, веками наработанные
отечественной и сравнительной педагогикой.
Это в значительной мере обусловлено тем, что, с одной стороны, педагогическая наука и педагогическая практика унаследовали лучшие, уходящие в 38 См.
Артановский С.
Н.
На перекрестке идей и цивилизаций.
СПб., 1994.
224 с.; Бромлей Ю.
В.
Очерки теории этноса.
М., 1983.
412 с.; Гердер И.
Г.
Идеи к философии истории человечества.
М., 1977.
703 с.; Ильенков Э.В.
Философия и культура.
М., 1991.
462 с.; Кнабе Г.
С.
Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима.
М., 1993.
527 с.


[стр.,55]

55 далекое прошлое приемы и способы стимулирования гармонического развития личности, а с другой, следуя духу времени, в свою очередь, используют для этого новейшие достижения общей и социальной психологии, социологии, этики, эстетики, теории управления и других наук.
На глазах одного поколения наряду с традиционной педагогикой (дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, начальных, средних и высших профессиональных учебных заведений) утвердили себя социальная педагогика, семейная педагогика, педагогика спорта, военная педагогика, музыкальная педагогика, педагогика досуга, андрагогика, девиантология и другие ее направления, которые перекликаются с этнопедагогикой, народной педагогикой, педагогикой православия, ислама и других религиозных конфессий.
Педагогику во всем ее многообразии, равно как и прикладную культурологию, правомерно рассматривать в рамках более широкого научного понятия – человекознания, в котором преломляются принципиальные особенности науки последней четверти XX века, связанные:  с превращением проблемы человека, его бытия, его культуры, его социальной защиты, его отношений с природной средой в общую проблему всей науки в целом;  со все возрастающей дифференциацией научного изучения человека и углублением специализации отдельных дисциплин;  с объединением различных наук и методов исследования человека в интегральные, комплексные системы, способные обосновать и раскрыть синтетические характеристики человека и человеческого развития.
В разработку основ современного человекознания существенную лепту внесли Ю.
К.
Бабанский, П.
П.
Блонский, Л.С.
Выготский, В.

Е.
Гмурман В.
В.
Давыдов, Л.В.Занков, П.
И.
Зинченко, Ф.
Ф.
Королев, А.
Н.
Леонтьев, В.
С.
Мерлин, А.
В.
Петровский.
К.
К.
Платонов, С.
Л.
Рубинштейн, Б.М.
Теплов, С.
Т.
Шацкий,
М.
Г.
Ярошевский и другие российские педагоги и психологи.
В рамках Российской Академии наук и Российской Академии образования успешно функционируют институты и лаборатории человека.
Наиболее конструктивный вклад в развитие человекознания внес Б.
Г.

Ананьев39 , сумевший обосновать его методологию, выявить структуру, определить его роль и место в системе гуманитарного знания.
Лидер ленинградской школы человекознания 40-х – 70-х годов убедительно показал, что чем больше педагогика вникает в судьбу индивида, тем шире становится ее теоретический диапазон, тем разнообразнее и глубже проявляется ее взаимосвязь с ведущими направлениями человекознания.
С другой стороны, по мере развития психологии, социологии, физиологии, этики и других наук о человеке возрастают возможности их педагогического приложения.
Эта же тенденция проявляется и в прикладной культурологии, становление которой стало возможным в условиях утверждения ряда новых направлений современной науки – от возрастной физиологии и морфологии, эргономики, семиотики, эвристики, психолингвистики, характерологии до прикладной социологии, прикладной психологии и социальной педагогики.
С превращением человекознания в одну из генеральных проблем всей современной науки и расширением фронта его педагогических приложений, отмечает Б.
Г.
Ананьев40 , " создается новая ситуация и для самой педагогики, весьма благоприятствующая ее прогрессу и повышению практической эффективности.
Однако существует опасность, что поток крайне разнородной научной информации уже сейчас превышает возможность ее своевременной переработки; некоторые из педагогических приложений гипертрофируются и противопоставляются самой педагогике, притязая на собственную теорию воспитания; возрастает обусловленная дифференциацией отдельных наук о человеке дробность подходов к воспитанию, и преодолеть такие тенденции можно лишь 39 Ананьев Б.
Г.
О проблемах современного человекознания.
М., 1977.
382 с.
40 Ананьев Б.
Г.
Человек как предмет познания.
Л., 1969.
337 с.


[стр.,56]

56 путем последовательного развития философских основ человекознания и входящих в него наук.
И педагогика, и прикладная культурология как любые отрасли научного знания должны вычленить изучаемый ими объект в виде определенной системы, отличающейся конкретными параметрами и неповторимыми, только им присущими целями, закономерностями и способами существования.
У прикладной культурологии и педагогики один объект – человек, личность, индивидуальность, отдельный индивид или социальная общность.
Однако специфика каждой из этих наук проявляется в их предмете.
Предмет педагогики – воспитание как сознательно и целенаправленно организуемый процесс41 .
Предмет прикладной культурологии – процесс формирования культурной среды; механизм хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности; технология изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей, методология и методика вовлечения личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное творчество.
Процесс становления прикладной культурологии осуществляется достаточно активно, но он далеко не завершен.
От нового направления культурологического знания наука и практика ждут ответы на многие вопросы, а именно – каким образом:  приобретаются, расширяются, углубляются, обновляются и приводятся в систему знания о сложившихся ценностях культуры?формируются интеллектуальные и практические навыки и умения в сфере социального, научно-технического и художественного творчества?осваиваются, сохраняются, распространяются и воспроизводятся ценности культуры?  какими путями, средствами и методами нужно решать задачи передачи из поколения в поколение социально-культурного опыта?  обеспечить усвоение формирующейся личностью способов регуляции социального бытия, формирования в каждом человеке повседневной практической культуры, культуры труда, познания, быта, досуга, делового и неформального общения? Механизм усвоения культуры начинается с хоминизации индивида, т.
е.
процесса приобщения новорожденного к роду человеческому, формирования общегуманистических нравственных качеств, основ физической и санитарно-гигиенической культуры, культуры речи, элементарной культуры общения, адаптации органов восприятия к конкретным формам природной и культурной среды.
Хоминизация носит общечеловеческий характер.
Механизм ее, как правило, спонтанно передается из поколения в поколение, строится на принципах народной педагогики, опирается на национальные, религиозные, региональные, семейные и иные традиции, осуществляется главным образом в рамках семьи42 .
Специфика и сложность этого процесса в значительной мере предопределяется противоречивостью восприятия людьми сути и природы материнства и отцовства, их изначальной психологической и практической неподготовленностью к исполнению родительских функций.
С одной стороны, воспроизводство рода человеческого – первейшая и важнейшая функция любой женщины, любого мужчины.
Однако подготовиться к ее реализации, обучаясь в школе, не представляется возможным.
Будущие матери и отцы еще в 41 Педагогика/Под ред.
Г.
Нойнера, Ю.
К.
Бабанского.
М., 1984.
368 с.; Основы педагогического мастерства, под ред.
И.
А.
Зязуна.
М., 1989.
302 с.; Харламов И.
Ф.
Педагогика.
М., 1990.
576 с; Стефановская Т.
А.
Педагогика: наука и искусство.
М., 1998.
368 с.
42 См.
Абрамян Э.
Г.
У истоков культурной традиции.
Ташкент, 1988.
125 с.; Андреев И.
Л.
Происхождение человека и общества.
М., 1987.
415 с.; Арутюнов С.
А.
Народы и культуры.
Развитие и взаимодействие.
М., 1989, 243 с.; Божович Л.
И.
Личность и ее формирование в детском возрасте.
М., 1918 412 с.; Дьяков И.
М.
Пути истории: от древнейшего человека до наших дней.
М., 1994 382 с.; Емельянов Ю.
Н.
Введение в культур-антропологию.
СПб., 1992 63 с.; Кассирер Э.
Опыт о человеке.
М., 1993 364 с.; Лосев А.
Ф.
Философия, Мифология, Культура.
М., 1991.
524 с.; Мацковский М.
С.
Социология семьи.
Проблемы теории, методологии.
методики.
М., 1989 116 с.; Тайлор Э.
Б.
Первобытная культура.
М., 1989.
572 с.
и др.

[Back]