Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 77]

Методология социализации исходит из того, что подлинно человеческие свойства индивид приобретает в процессе общения с людьми и усвоения социально-культурного опыта.
Причем решающая роль в интериоризации передаваемых от поколения к поколению материальных и духовных ценностей принадлежит общественной практике, субъектом которой выступает формирующаяся личность.
Накопленный опыт находит отражение в системе званий, умений, навыков, мотивов поведения, установок, стереотипов, ценностных ориентаций.

Выступая преемником достигнутого уровня развития, каждое поколение выполняет важнейшую функцию активного освоения и преобразования мира, и этот активно-деятельный характер процесса социальной преемственности составляет отличительную черту общественно-исторического развития.
На активно диалектический характер усвоения социально-культурного опыта обращает внимание и А.
Н.Леонтьев, который подчеркивает, что на уровне личности прошлые впечатления, события и собственные действия субъекта отнюдь не выступают для него как покоящиеся пласты его опыта.
Они
^ становятся предметом его отношения к окружающему миру, его действий и в силу этого существенно влияют на технологию формирования личности как субъекта культуры.
Одно в этом прошлом умирает, лишается своего смысла и превращается в простое условие и способы его деятельности
сложившиеся способности, умения, стереотипы поведения; другое открывается ему в своем новом свете и приобретает прежде не увиденное им значение; наконец, что-то из прошлого отвергается субъектом, психологически перестает существовать для него, хотя и остается на складах его памяти.
Вклады прошлого опыта в личность становятся зависимыми от самой личности, превращаются в ее функцию
[114].
Активное творческое восприятие социально-культурного опыта предопределяется характером любого демократического и ныне формирующегося информационного общества XXI века, которое призвано видеть в человеке не пассивный продукт среды, не винтик, подогнанный под параметры опреде
[стр. 59]

59 единство общечеловеческого, социально-специфического и индивидуально-неповторимого" (Б.Д.Парыгин)56 .
Сложившееся ныне понимание личности позволяет видеть в социальных качествах человека в то же время и качества общества, ценности которого интериоризировал конкретный его представитель.
В этих условиях правомерно утверждать, что, изучая закономерности формирования социального и культурного опыта личности, мы анализируем важнейшие аспекты функционирования всего общества, а исследуя природу общества, мы выявляем характерные черты объединенных в нем людей.
Как существо историческое, человек является порождением и результатом отечественной и всемирной истории, которая закреплена в традициях, обычаях и других достижениях культуры.
Уникальность человека обусловлена тем, что благодаря сознанию, в отличие от животных, наряду с генетической программой он имеет программу социального наследования, которая предопределяет развитие каждого нового поколения.
Именно потому, что вступающая в жизнь молодежь посредством социальной информации наследует материальные и духовные достижения предшествующих поколений, она избавлена от необходимости заново начинать все сначала и в познании, и на практике.
Методология социализации исходит из того, что подлинно человеческие свойства индивид приобретает в процессе общения с людьми и усвоения социально-культурного опыта.
Причем решающая роль в интериоризации передаваемых от поколения к поколению материальных и духовных ценностей принадлежит общественной практике, субъектом которой выступает формирующаяся личность.
Накопленный опыт находит отражение в системе званий, умений, навыков, мотивов поведения, установок, стереотипов, ценностных ориентаций.

Вклад каждого поколения в общественно-историческое развитие детерминирован социальными достижениями его предшественников, степенью восприятия их опыта и традиций.
Это подтверждает исследование С.
Н.
Иконниковой57 , которое, опираясь на комплексный анализ проблемы, убедительно показывает, что в современных условиях каждое новое поколение вступает в жизнь, имея растущий производственный, образовательный, общественно-политический и культурный потенциал.
Выступая преемником достигнутого уровня развития, каждое поколение выполняет важнейшую функцию активного освоения и преобразования мира, и этот активнодеятельный характер процесса социальной преемственности составляет отличительную черту общественно-исторического развития.
На активно диалектический характер усвоения социально-культурного опыта обращает внимание и А.Н.Леонтьев, который подчеркивает, что на уровне личности прошлые впечатления, события и собственные действия субъекта отнюдь не выступают для него как покоящиеся пласты его опыта.
Они
становятся предметом его отношения к окружающему миру, его действий и в силу этого существенно влияют на технологию формирования личности как субъекта культуры.
Одно в этом прошлом умирает, лишается своего смысла и превращается в простое условие и способы его деятельности
сложившиеся способности, умения, стереотипы поведения; другое открывается ему в своем новом свете и приобретает прежде не увиденное им значение; наконец, что-то из прошлого отвергается субъектом, психологически перестает существовать для него, хотя и остается на складах его памяти.
Вклады прошлого опыта в личность становятся зависимыми от самой личности, превращаются в ее функцию58 .
Активное творческое восприятие социально-культурного опыта предопределяется характером любого демократического и ныне формирующегося информационного общества XXI века, которое призвано видеть в человеке не пассивный продукт среды, не винтик, подогнанный под параметры определенней
системы, не безликий объект управления стоящих над ним институтов и организаций, а субъект социального процесса, 56 Парыгин Б.
Д.
Социальная психология.
СПб., 1999.
592 с.
57 Иконникова С.
Н.
Молодежь.
Социологический и социально-психологический анализ.
Л., 1974.
166 с.
58 Леонтьев А.
Н.
Деятельность.
Сознание.
Личность.
М., 1975.
304 с.

[Back]